Консультация для педагогов «Роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Наталия Рафальская
Консультация для педагогов «Роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Игра как отражательная деятельность всегда характеризует индивидуальный вклад каждого ребенка в реализацию общего замысла в виде субъектного опыта, представленного в форме знаний, навыков и умений о конкретных объектах и явлениях окружающего мира. Потребность в использовании личного опыта, его позитивном преобразовании и переживании находит отражение в выборе сюжета, роли, способа игрового поведения, материалов, игрушек, предметов-заместителей.

Под личным опытом ребенка – дошкольника подразумевается совокупность знаний, навыков, умений, а также отношений, складывающихся в процессе всей его жизнедеятельности.

Игра – единственный уникальный вид деятельности, позволяющий ребенку реализовать свои психофизиологические, эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, пережить и качественно переработать тот личный опыт, который приобретен через разнообразные каналы освоения окружающей действительности: общение, детское экспериментирование, наблюдения, соучастие в деятельности взрослых, дидактически организованное познание на занятиях в детском саду, просмотр телепередач и видеофильмов и др.

Личный опыт, приобретенный ребенком через различные каналы, позволяет ему обогащать собственный замысел и замысел других детей, свободно комбинировать и интерпретировать игровые идеи, жизненные впечатления, проявлять личностные качества и отношения. Еще М. Я. Басовым была замечена зависимость между игровыми интересами детей, игровой тематикой и качествами личности: чем богаче интересы и разнообразнее тематика игр, тем чаще у детей обнаруживаются такие качества личности как оригинальность, инициатива, чувство юмора, находчивость, способность руководить, легкость речи. Это свидетельствует также и о роли личного опыта в развитии указанных качеств, так как слабая структура его сказывается на качестве игровой деятельности дошкольников (способах игрового поведения, партнерских отношениях, характере взаимодействия).

Какой же опыт дошкольника наиболее эффективен в игровой практике? Эффективным является опыт, который стал достоянием личности, прочувствован ребенком; только такой опыт является основой игры. В этой связи следует отметить, что важнейшим направлением деятельности педагога является организация и обогащение личного опыта детей, его перенос в самостоятельную игровую практику. Педагог должен отбирать такие знания с целью организации и обогащения, которые бы отражали роль человека в системах «Человек – Человек», «Человек – Природа», «Человек – Общество», «Человек – Рукотворный мир», где главными являются связи функционирования и преобразования. Кроме знаний игровой опыт должен включать коммуникативные умения, обеспечивающие диалогичность взаимодействия, рефлексивные умения, обеспечивающие взаимопонимание, умения, позволяющие моделировать воображаемые ситуации, навыки и умения, связанные с построением предметно-игровой среды.

Таким образом, роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей, всех ее разновидностей значительна. Воспитателю необходимо владеть данным содержанием, уметь организовывать и обогащать личный опыт каждого ребенка в целях эффективной организации и управления игровой деятельностью детей.

Литература:

Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. Учеб. пособие. – Иркутск, 2000.

Публикации по теме:

Консультативная работа с педагогами Консультативная работа с педагогами на 2012-2013 учебный год преподавателя рисования и эстетики. Сентябрь Цель: расширение представлений.

Ура! Вышел сборник с моей статьёйУра! Вышел сборник с моей статьёй Почти шесть месяцев ждала хорошей новости. Ещё в апреле сдала в сборник статью "Развивающая среда экологиической комнаты как стимул познавательной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Головоломки
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль личного опыта в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 17:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игра-викторина в средней группе «Паста, щетка, я — зубов здоровая семья»
«ПАСТА, ЩЕТКА, Я - ЗУБОВ ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» ИГРА-ВИКТОРИНА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Цели деятельности педагога: Образовательная цель: - закрепление знаний о...
Тезисы выступления «Метод проекта как эффективное средство развития творческих...
Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся,...
Оформление веранды к лету
В 1 младшей группе детского сада "Сказка" города Балтийска, Калининградской области, родители и педагог оформили веранду к летнему сезону. Тема "Мы живем у...
Фотоотчет «Посевная компания»
Фотоотчет «Посевная компания». Цель предстоящей работы заключается в закрепление навыков последовательности посева семян, используя схему. Задачи...
Мастер-класс по изготовлению топиария «Летнее настроение»
Топиарий, по другому называют «Евро ейским деревом» или «Деревом счастья» — распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время...