Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»

Раиса Козлова
Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»

Консультация для педагогов

Система формирования нравственных ценностей у детей

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Публикация «Консультация для педагогов „Система формирования нравственных ценностей у детей“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание на основе православных культурных традиций благотворно влияет на все формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние души и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики, когда идет поиск духовного возрождения и новых идеалов России, особенно актуально, т. к. общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей героических, благородных, честных, живших в прошлом, не знают, что стало с теми, кто смог изменить свою жизнь ради нравственных идеалов, и жизнь нашей страны, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым звеном в этой деятельности является современная семья, во многом утратившая нравственные и ценностные ориентиры. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. К сожалению, все чаще родители выступают в качестве «антипримера». Православная педагогика помогает обогатить светскую педагогику цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, гармонического развития личности.

Дошкольный возраст - яркая непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.

Размышляя на тему воспитания у наших детей нравственных и духовных ценностей, часто посещают нас, педагогов-дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки об Иване- царевиче, Морозко, мертвой царевне и семи богатырях или более современные о дяде Федоре и коте Матроскине не интересны нашим детям? Почему интересны персонажи, совершенно непонятные для нас – Человек-паук, покемоны, монстры и прочая продукция американских авторов? Наши мальчики практически не играют в моряков, космонавтов; эти герои ушли на задний план, а главное место занимают игры в Бэтмена, трансформеров; там, где дети играют в войну - проявляется грубость, насилие, жестокость. Конечно, мы не можем создать какую-то искусственную, идеальную среду для наших детей, отличную от реальной действительности, это не в наших силах, но все-таки мы способны сделать наших детей добрее, чище, радостнее.

Мы можем с гордостью говорить о том, что в нашем учреждении сложилась определенная система работы и традиции по приобщению наших воспитанников к культурным и православным традициям русского народа и соответственно собственная модель образования нравственной личности дошкольника в различных видах детской деятельности.

Наиболее успешно данная деятельность реализуется в художественно-эстетическом развитии ребёнка.

Конечно, начиная любую деятельность, необходимо определять ее цель и задачи, которые помогут ее достичь.

Цель: сохранение духовно- нравственного здоровья детей через приобщение к культурным и православным традициям и ценностями, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

-воспитывать уважение к нравственным и моральным нормам поведения; учить понимать и различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;

- формировать чувство любви к Родине, семье, близким людям на основе изучения национальных культурных традиций;

- развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащая при этом словарный запас, учить выражать чувства, эмоции; развивать музыкальную культуру через приобщение к классической, духовной и народной музыке;

-учить видеть красоту в окружающем мире и стремиться создавать ее самому;

-ориентировать семью на духовно- нравственное воспитание детей через различные формы деятельности.

В своей работе мы используем разнообразные методы. Условно их можно разделить на три группы: наглядные, словесные и практические.

Наглядный метод используется во время:

-чтения педагогом рассказов, чтения с показом иллюстраций;

-экскурсий в музей;

-театрализованного показа сказок;

-рассматривания иллюстраций, картин, репродукций, предметов народного декоративно-прикладного искусства и быта;

-проведения дидактических игр;

-экскурсий по городу, целевых прогулок;

-моделирования проблемных ситуаций и сказок.

Словесный метод наиболее эффективен в процессе:

-чтения литературных и православных произведений;

-чтения стихотворений;

-бесед воспитателя с детьми, ответов на вопросы и рассуждения детей;

-проведения разнообразных игр «сюжетно- ролевых, малоподвижных, дидактических, игр-драматизаций»;

-загадывания загадок;

-разборов житейских ситуаций;

-проведения викторин, досугов, праздников (тематических, календарных на основе православных традиций, конкурсов, тематических встреч;

-чтения литературных произведений родителями дома.

Практический метод используется тогда, когда необходимо:

-организовать художественно-продуктивную деятельность детей (рисование, аппликацию, лепку, художественный труд);

- провести различные виды игр, в том числе народные, хороводные, драматизации, инсценировки и др. ;

-оформить творческие художественные работы, изготовить куклы для театрализованной деятельности;

-организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины, праздники;

-организовать вечера с родителями, для родителей или сверстников;

-провести экскурсии различной направленности.

Принципиально важными для себя направлениями мы считаем работу с воспитанниками и родителями, а формы используем достаточно разнообразные, такие как познавательные занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания:

-занятия по рукоделию и всем видам творческой художественной деятельности детей;

-проведение праздников, в том числе и православных (Светлая Пасха, Рождество Христово, Покров Пресвятой Богородицы и др.)

-просмотр фильмов и прослушивание музыки духовной направленности;

-экскурсии и целевые прогулки;

-тематические вечера эстетической направленности;

-организация совместных с родителями творческих выставок и конкурсов;

-постановка музыкальных сказок духовно-нравственного и православного содержания;

-творческие вечера, например День матери.

Эффективными являются такие формы работы с родителями :

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-обмен опытом семейного воспитания, распространение лучших образцов воспитания;

-лекторий для родителей;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-индивидуальные консультации специалистов ДОУ;

-наглядные виды работы: информационные стенды в возрастных группах, папки-передвижки, выставки литературы и творческих работ детей;

-совместные экскурсии;

-совместные с родителями праздники, театрализованные представления, творческие встречи;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, театральных спектаклей, ремонт и хозяйственные работы). Эта деятельность весьма разнообразная и, к счастью, приносящая и успехи, и результаты.

При интеграции различных видов деятельности, где все виды имеют духовную окрашенность, в воспитании ребенка органично сочетаются высокое классическое искусство, православная культура и народное творчество.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко»Дидактическая игра для формирования нравственных качеств личности детей 3–4 лет «Порадуй солнышко» Игра цель:учить здороваться при встрече, развивать нравственные навыки. Ход игры: Дети должны при входе порадовать солнышко, приклепив на.

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников .

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста Маслова Н. В., Кулагина Е. В Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356» «Фольклор.

Формирование духовно — нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Крылова Ольга Юрьевна Практико-значимый проект «Формирование духовно - нравственных ценностей у.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Консультация для педагогов «Что такое репрезентативная система» Во ФГООС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности.

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образованияРазвитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Система работы по подготовке дошкольников к занятию по составлению рассказов. Консультация для педагогов Как подготовить детей к занятию по составлению рассказов по картине? Для того, чтобы у детей формировалась связная речь, необходимы практические.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей»
Опубликовано: 13 апреля 2016 в 16:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД