Консультация для педагогов «Современные подходы к изучению семьи»

Елена Непомнящая
Консультация для педагогов «Современные подходы к изучению семьи»

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследованиях ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей которые она исповедует. Следует так же учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Таким образом, ученые встречаются со многими трудностями в изучении современной семьи, которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.

Может ли исследователь быть более настойчив в отношениях семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен) и методы осуществления работы.

В объективной информации, характеризующей семью, нуждается не только наука, но и каждый педагог дошкольного учреждения. Цели получения этой информации заключаются в том, чтобы составить представление о семье, её воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего воспитания поможет педагогу оказывать целенаправленное влияние на педагогический процесс в семье. Овладение методами изучения опыта семейного воспитания является важным условием в деятельности дошкольного учреждения.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

Определение уровня педагогической культуры родителей.

Выявление трудностей, испытываемых родителями.

Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Поиск путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье. Во многих исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей, в этом случае наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана можно предложить следующее:

Примерный план изучения семьи, по рекомендации ученых В. В. Котырло и С. А. Ладывир

1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.

2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:

дружелюбный тон обращения друг к другу;

изменчивый, противоречивый характер отношений;

своеобразная автономность каждого члена в семье.

3. Цель домашнего воспитания ребенка

4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребенка.

5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка:

здоровье;

развитие нравственных качеств;

развитие умственных способностей;

развитие художественных способностей;

раннее образование ребенка.

6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;

ограниченность знаний и поддатливость к педагогическому просвещению;

низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий:

участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания;

член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.

8. Организация совместных форм деятельности в семье:

общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;

дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.

9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:

высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;

настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;

перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;

безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспитанием собственного ребенка.

(Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М, 2000.)

План изучения семьи реализуется с помощью различных методов, предоставляющих собой инструменты, посредством которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета.

Самыми распространенными являются наблюдения, тесты, опросные методы, которые включают: беседу, опрос или опросник, анкетирование, интервью и различные проективные методики.

Менее популярными, но не менее важными являются метод шкалирования и метод изучения продуктов деятельности (в данном случае имеется ввиду совместная деятельность).

Публикации по теме:

Семейное благополучие Родительский дом, семья для ребёнка — гаранты стабильности и надёжности в современном чрезвычайно динамичном мире. Однако в связи с трансформацией.

Теоретические аспекты инновационной деятельности Инновация в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. А инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию,.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Современные подходы к изучению семьи»
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 18:31
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....