Консультация для педагогов «Стендовая защита занятия как фактор формирования аналитических способностей педагогов»

Лариса Сац
Консультация для педагогов «Стендовая защита занятия как фактор формирования аналитических способностей педагогов»

Стендовая защита занятия

Каждое новое занятие является ступенькой в знаниях и развитии ребенка, новым вкладом в формирование его умственной и моральной культуры. И если мы хотим, чтобы современное дошкольное учреждение работало в режиме развития, то должны в совершенстве владеть техникой и технологией конструирования и проведения занятия. При этом особая роль отводится аналитической деятельности педагога - его умению провести самостоятельно исследование эффективности своей педагогической деятельности.

Традиционными формами такой деятельности являются открытый урок, конкурс педагогического мастерства, творческий семинар, конференция и другие. В последнее время в практику профессионального общения педагогов нашего детского сада входит стендовая защита занятия. Проводятся конкурсы, во время которых педагоги представляют свой занятия - педагогические находки, удачи, и, рассказывая о них, используют стенд, на котором располагают материалы, иллюстрирующие сказанное. Основная задача стендовой защиты занятия - совершенствование навыка самоанализа профессиональной деятельности, умения видеть новое и успешное в своей деятельности, готовить материалы для передачи своих методических находок коллегам.

Стендовая защита занятия (СЗ) как форма профессионального

общения педагогов.

СЗ - форма самообобщения и представления педагогического опыта, один из способов распространения ППО, непосредственный обмен опытом работы педагогов разных групп, учреждений, городов. СЗ - защита занятия «при стенде», самоанализ результатов занятия, проведенного раннее с целью проверки на практике результативности какого-либо новшества. Так как занятие предлагается для обсуждения коллегам, которые не присутствовали на занятии, информация о содержательной и методической стороне занятия представляется на стенде.

СЗ представляет собой подробный текст выступления перед коллегами, наглядно включающий в себя фрагменты занятия как доказательство того, что было до занятия, во время его, после него.

Требования к оформлению материалов на стенд:

От автора требуется умение оформить стенд таким образом, чтобы он

нес наибольшую информацию о занятии. Желательно вынести на стенд:

- тему

- цели

- тип занятия

- подготовительную работу

- задания к занятию

- раздаточный материал

- основные этапы занятия (с микроцелями)

- виды и формы деятельности педагога и детей

- основные выводы

- итоги занятия

- список использованной литературы

Расположение материала на стенде и его количество определяется

самим педагогом, исходя из замысла. В качестве стенда может использоваться доска, специальный стенд, экран монитора, телеэкран, аудиозапись и др.

Подготовка к стендовой защите:

(примерный алгоритм действий)

- определение методического замысла занятия (чем новым я могу поделиться с коллегами)

- создание занятия

- реализация занятия (возможно съемка на видео)

- грамотный анализ занятия и его результатов

- создание сценария рассказа - анализа занятия, его оформление для

стенда

- составление рассказа - анализа

- стендовая защита занятия

Подготовка занятия к стендовой защите.

• Замысел СЗ.

Под замыслом СЗ понимается цель профессионального общения педагогов, т. е. чем новым вы поделитесь с коллегами, какую идею проверяете или доказываете. Следовательно, общим для СЗ и других форм обмена опытом является наличие новизны:

с точки зрения содержания

- занятие основано на новой теории

выбрана необычная тема

выбранная тема необычно трактуется

с точки зрения формы (методики)

использована новая методическая система, технология

использована авторская система работы

использован необычный, эффективный прием работы

• Выбор целей.

Цели зависят от замысла. При постановке целей необходимо учесть ценностные ориентации педагога и детей, их индивидуальные и возрастные особенности. (Во время конкурса СЗ можно охарактеризовать уровень обученности, развития, воспитанности детей, который обусловил выбор целей)

• Выбор темы

Определив цели занятия, нужно подумать, с помощью какого материала легче всего можно их достичь, чтобы показать ваш замысел.

• Подготовка содержательного и методического обеспечения занятия.

Важно:

- определить место занятия в теме, разделе; изучить и систематизировать содержание материала занятия.

- выделить образовательный материал, который дети должны понять и

усвоить на занятии.

- определить связи нового материала с другими видами

деятельности.

- определить приемлемый тип занятия

- разработать структуру занятия, определив целесообразные методы

и приемы обучения

- отобрать дидактические средства занятия

- предусмотреть объем и формы работы детей

- продумать формы подведения итогов занятия

- скорректировать продуманный план занятия с точки зрения

системности и целостности.

• Требования к занятию

Занятие должно соответствовать дидактическим принципам.

Содержание должно соответствовать целям.

Методы и формы обучения должны соответствовать содержанию и

целям.

Содержание, методы и формы обучения должны опираться на

уровень подготовленности, развития и воспитанности детей.

Воздействие педагога должно быть направлено на развитие личности

ребенка.

Требования к оформлению материалов на стенде:

Конспект занятия должен включать подробную информацию о

целях, задачах, способах их реализации, содержании занятия

- информацию о соотношении каждого этапа с основной целью;

информацию о деятельности педагога и детей.

Примерная форма конспекта:

- тема занятия

- цели и задачи

- тип занятия

- средства наглядности, ТСО, дидактические материалы (задания,

карточки, тексты)

- структура занятия (выделение задач каждого этапа)

- виды работ детей, заданий для них

- итоги занятия

• Требования к самоанализу занятия

В основе самоанализа должен быть ответ на вопрос: насколько результативно то новое, чем вы делитесь с коллегами. Можно воспользоваться разными видами анализа:

- оценочным

- структурным

- комплексным

- психологическим

- аспектным

- авторским самоанализом

Выступление на защите занятия необходимо продумать до мелочей.

Важно:

- ощущение свободы при выступлении

- выражение эмоционального отношение педагога к материалу

- четкая правильная речь

- выразительность, образность

- убедительность

Рекомендуем учесть типичные недостатки при защите стендового занятия:

- отсутствует характеристика уровня развития и воспитания детей,

отсюда нечетко просматривается мотивация деятельности детей;

- отсутствует анализ активности и творческой работы детей на

занятии (дети представлены как объект деятельности);

- представленные занятия недостаточно качественны с точки зрения

научности;

- не определенно место занятия в системе работы с детьми;

- поставленные цели не соответствуют содержанию;

- нет структурной взаимосвязи частей занятия;

- представленные материалы недостаточно качественны (оформление, наглядность, грамматические и лексические ошибки).

Публикации по теме:

Мы лучшие.Мы лучшие. В течение ноября в нашей области проходил конкурс на лучшее дошкольное учреждение. Наш " Колосок " принимал в нём участие. Конкурс состоял.

План работы с родителями в средней группе Месяц Вид деятельности Реализация Ответственный (Воспитатели) Сентябрь 1. Организационное родительское собрание. Протокол 2. «Психологические.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Стендовая защита занятия как фактор формирования аналитических способностей педагогов»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 09:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка к Международному Дню детской книги «Знакомство детей с...
2 апреля - день рождения великого сказочника Приближается один из самых добрых, гуманных и важных праздников детей всей планеты – Международный день...
Сценарий спортивно-валеологического развлечения во второй младшей группе «Как быть...
Сценарий спортивного развлечения во второй младшей группе. Валеология: изучаем свой организм «Как быть здоровым? » Цель: Учить детей бережно относится к...
Золотые правила наказания и поощрения детей
Золотые правила наказания и поощрения детей. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась...
Сценарий экологического досуга «Вырос одуванчик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Можно провести мероприятие для...
Стенгазета «Берегите воду — дар природы»
Год экологии в России ( 2017 год) — тематический год, определенный Правительством РФ для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны...