Консультация для педагогов «Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной работе с детьми»

Венера Азнабаева
Консультация для педагогов «Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной работе с детьми»

Консультация

«Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной

работе с детьми»

План:

1. Актуальность.

2. Ориентирование в схеме тела.

3. Тело в контакте.

4. Эмоциональная сфера.

5. Речь как основа и показатель совершенства.

1. Актуальность.

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. Если ребёнок не может подражать взрослому в упражнениях на крупную моторику, то ему трудно выполнить с логопедом задания, где участвуют более тонкие движения мимических мышц, языка, губ. Не говоря о таком тонком процессе как дыхание (а ведь именно на выдохе мы говорим) и ребёнок с речевым нарушением, а особенно заикающий должен это чувствовать.

Включение телесно-ориентированных техник позволяет корректировать и психомоторную функцию, и эмоциональное состояние и поведенческие нарушения.

Ведь физика нашего тела – это зона доступного, понятного контроля. Когда ребёнок научится контролировать эмоции, затем поведение – а это контроль, на этом фундаменте легче строить обучающие занятия.

Методы, которые будут предложены в консультации могут быть использованы как в работе с детьми, так и со взрослыми.

2. Ориентирование в схеме тела.

Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: Ознакомление детей со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта.

Ход.

Механизм этого упражнения основан на принципе: куда идёт мысль, туда и направляется энергия. Поэтому дети быстро устают на занятиях, где нужно долго слушать, сидеть, выполнять учебные задания, то есть направлять внимание не на себя, а на другой объект. И упражнения типа «солнечный лучик» помогают быстро восстановить энергетический потенциал.

Суть упражнения в том, что взрослый проговаривает текст, называя участки всего тела. Например: ребятки, к вам пришёл солнечный зайчик, он скользнул на щёчки (дети гладят называемый участок, носик, ушки, грудь, ручки, ножки, спинку и т. д.

3. Тело в контакте.

Упражнение «Расслабляющие растяжки»

Цель: осознание телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установление различных способов контакта.

Ход.

С помощью этого метода можно косвенно воздействовать на мышцы лица, вызывая непроизвольно выражение покоя и удовольствия. Можно предложить родителям на родительском собрании.

Общие правила расслабляющих растяжек:

- не делать, если части тела очень чувствительны и легко повреждаемые; имеются острые заболевания; недавно перенёс операцию; беременность.

- не массировать кости и позвоночник, не касаться открытых ран, инфицированных участков, волдырей, родинок;

- избегать избыточного давления на колени;

- сильно не давить на уставшие мышцы, акупрессурное воздействие на лимфатические железы.

4. Эмоциональная сфера.

В норме с возрастом у ребёнка возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Однако сама по себе эмоциональная сфера ребёнка качественно не развивается – её необходимо развивать.

а) Упражнение «Арт. терапия».

Цель: Развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.

Ход.

Вспомните, ситуацию, в которой вы не смогли поступить так как вам хотелось бы, вспомните эмоцию, возникшую при этом. Вы можете нарисовать или эту эмоцию, или своё неотреогированное настроение, или ситуацию которая разрешилась так как вы хотели бы. В конце рисования необходимо рисунок порвать.

б) Упражнение «Баланс»

Цель: Уравновешивание нервной системы.

Ход.

Дети с удовольствием выполняют упражнения на баланс. При этом все упражнения на равновесие успокаивают нервную систему.

«Ласточка», «Баланс на носочках», «Удержи мешочек на ноге», «Пронеси мешочек на голове», «Ножка вперёд (назад, вбок)».

в) Запрет на телевизионные, агрессивные фильмы.

г) Дыхание: попеременное дыхание правой и левой ноздрёй.

д) В аудиоформате есть техника для взрослых О. Гадецкого «Работа с обидами».

е) упражнение «Шарик».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход.

Надо надувать шарик представляя, что в него вдувается своя обида или другие негативные эмоция. Взрослый говорит: ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется.

5. Речь как основа и показатель совершенства.

Тезисы:

- когда человек много говорит, особенно если он критикует, осуждает, матерится – расходуется энергия;

- для человека важно научиться говорить правду приятными словами;

- если мы кого-то критикуем, то мы берём его плохие черты себе, а также берём качества той личности, которую хвалим. Поэтому детям полезно читать сказки о хороших героях. А взрослым предложить провести эксперимент: один день никого не критиковать.

- важно научиться принимать критику, чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него услышите, чем спокойнее выслушивает критику – тем выше уровень развития.

- правило разумной речи – перед тем как сказать резкое, досчитайте до 10. в жизнеописании великих людей говориться, что они никогда не отвечали сразу на обвинение и старались не говорить в гневе.

- важное правило – избавиться от претензий. Первый шаг это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном все высказывают претензии. Давайте в конце нашей встречи поблагодарим свою соседку, найдём за что её можно поблагодарить.

Упражнение «поблагодарите друг друга …».

Публикации по теме:

На заметку родителям и педагогам: игры для развития мелкой моторики своими руками.На заметку родителям и педагогам: игры для развития мелкой моторики своими руками. Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают.

Использование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагоговИспользование сказкотерапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов Совместно с педагогом психологом, в течении 2011-2012 учебного года нами были проведены встречи с педагогическим коллективом, направленные.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Математика
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Телесно-ориентированные методы в психокоррекционной работе с детьми»
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 16:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...