Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей»

Галина Батырева
Консультация для педагогов «Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

Какие бывают настольные игры? Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей“» размещена в разделах

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, паззлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка? Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребё нка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе. Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности. Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

Какие самые популярные настольные игры? Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Паззлы». Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными паззлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы паззлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей. «Паззлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом. Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать «Картинки-половинки». Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

Игра «Большие и маленькие» - маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» — домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т. д.? Когда можно учить собирать мозаику? Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т. к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность. А мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т. к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные паззлы – безопасные игры для здоровья детей. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры : парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

«Большие и маленькие» — игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» — помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» — учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» — позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» — учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

Сколько времени в день нужно уделять настольным играм? Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры. В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников» Консультация для педагогов. Тема: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников». Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй,.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для родителей на тему «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста» Приняв во внимание данную тему, я решила донести до вас наши уважаемые родители, так какую же роль, играют подвижные игры в развитии движений.

Консультация для родителей «Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей» Консультация для родителей "Развивающее значение игры и ее роль в развитии речи детей". Игра-обязательный спутник детства, своеобразный.

Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Консультация для родителей «Роль досуга в умственном воспитании детей» Что такое досуг - это свободное времяпровождение детей, т. е. их.

Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?»Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?» В группе для игр с детьми я подготовила много настольно-печатных игр. Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Сегодня.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Проект «Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно — печатные) игры» во второй младшей группе Слайд 1 Ознакомление с окружающим миром через дидактические (настольно-печатные) игры Слайд 2 Актуальность проекта Дидактические игры —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей»
Опубликовано: 16 мая 2018 в 14:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД