МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи» (4 фото)

Светлана Сизенкова
Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»

Портрет тревожного ребенка :

- В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Публикация «Консультация для педагогов „Тревожность и детские страхи“» размещена в разделах

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Факторы, способствующие повышению тревожности у детей :

1. Нарушения детско – родительских отношений. Воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный хар-р, ребенок теряет уверенность в себе, постоянно боится отрицательной оценки. Симбиотические отношения с кем-то из родителей, чаще всего с матерью. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве.

2. Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, т. к. они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

3. Частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

4. Излишняя строгость родителей.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки.

Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого – педагогических мероприятий.

Как помочь тревожному ребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж.

Страхи являются непременным спутником тревожности.

Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный.

Ситуативный возникает в необычной, крайне опасной обстановке (напр., при нападении собаки). Часто он появляется в результате психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке и предопределен особенностями характера, например, повышенной мнительностью.

Различают возрастные и невротические страхи.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Такие страхи сопровождают определенный возрастной период развития.

Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений.

Существуют ещё приобретенные страхи. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал.

В настоящее время в работе со страхами детей используются различные методические средства.

- Игротерапия. Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые можно использовать для профилактики детских страхов.

Фасолевый бассейн. В емкость насыпана фасоль, в которой спрятаны различные мелкие игрушки. Детям предлагается их отыскать.

Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»

Это я, узнай меня. Дети сидят в кругу, одному из них предлагается сесть спиной к кругу. Кто-либо из детей подходит к данному ребенку, гладит его рукой по спине со словами: "Это я, узнай меня". Задача ребенка - догадаться кто же это. Желательно, чтобы в роли отгадывающих побывали все дети.

Фото «Тревожность и детские страхи»

Рыболовная сеть. Дети парами образуют сеть, а 2-3 ребятам предлагается побывать в роли рыбок. Дети поднимают руки вверх, "рыбки" проплывают. Со словом "хлоп", руки опускаются. Кто-то из ребят может оказаться в "сети". Желательно, чтобы в роли "рыбок" побывали все дети.

Консультация для педагогов - фото

- Куклотерапия. Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. По мере развертывания сюжета эмоциональное напряжение ребенка возрастает, а достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т. д.) и снятием напряжения.

- Сказкотерапия. Привлекательность сказок для психологической коррекции страхов состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество. Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами.

- Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера.

- Техники терапии рисованием. Рисуя, ребенок проецирует свои переживания на бумагу, дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам, а так как он рисовал сам, он имеет власть над этим рисунком – этот факт помогает перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаться с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами и событиями.

Мы с ребятами пробовали дорисовывать "следы" страха. Вот что у нас получилось.

Фото №1 Портрет тревожного ребенка В группу детского сада входит ребенок

- Библиотерапия – это чтение специально подобранных книг. При работе со страхами у детей имеет смысл задействовать юмористические стихотворения или короткие рассказы о том, как герой борется со своими страхами, преодолевает их и становится победителем. Можно использовать следующие произведения:

- С. Атронькин. «Как покорять страх»;

- С. Маршак. «Чего боялся Петя»;

- А. Кушнер. «Что в углу»;

- В. Семерин. «Страшный зверь» и другие.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страха, необходимо сначала найти истинную причину детского страха, а затем выбирать способ воздействия на страх.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Детские страхи Детские страхи в детском саду Многие сталкиваются с проблемой, когда их ребенок отказывается ходить в детский сад. Почему возникает такой.

Детские страхи. Как с ними бороться? Затопал ножками малыш. Впереди ждет новое, неизведанное. К трем годам ребенок все больше и больше включается в реальность окружающего мира. Бурно.

«Детские страхи». Консультация для родителей Страх — эмоция номер один, которая заставляет наш разум прикладывать невероятные усилия, чтобы избавиться от него. Джоди Фостер Детские.

Групповая консультация для педагогов «Страхи и тревожность у детей в детском саду» «Страхи и тревожность у детей в детском саду» Цель: обобщить понятия «детский страх», «тревожность», определить причины возникновения страхов.

Консультация для педагогов и родителей. «Могут ли взрослые внушать свои страхи детям?».Консультация для педагогов и родителей. «Могут ли взрослые внушать свои страхи детям?». Дети кроме возрастных испытывают еще и страхи, которые им внушили взрослые. Взрослые люди боятся очень многих вещей: увольнения с работы,.

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость педагогов» Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы,.

Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения»Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ». Свою работу опытный педагог всегда.

Консультация для родителей «Детские фантазии» Всем давно известно, что дети любят фантазировать. Временами это огорчает родителей,поскольку отличить фантазию от реальных событий бывает.

Сценарий встречи родительского клуба «Детские страхи и тревожность» Оборудование и материалы: • Магнитная доска • Фломастеры темных цветов (синий, зеленый, красный, фиолетовый) • Ручки шариковые по количеству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Тревожность и детские страхи»
Опубликовано: 13 сентября 2015 в 10:05
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД