Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».

Ткачева Татьяна
Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»

Педагог – психолог:

Ткачева Т. В.

Общение – это видимая, наблюдаемая,

выявляющаяся вовне связь людей.

Отношение и взаимоотношение –

стороны общения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что его окружает, и к самой себе. Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это те психические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Человек – существо социальное: большую часть своей жизни оно проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому всех своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочению коллектива дошкольников, необходимо:

Провести диагностику эмоциональных связей в группе;

Измерить степень сплоченности / разобщенности детей;

Определить эмоциональные привязанности;

Выявить «социометрические позиции», т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;

Обнаружить внутригрупповые «союзы»;

Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога – психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено «Социометрия» и методика Н. В. Микляевой «Цветовой тест отношений»).

Методика «Социометрия» позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Методика «Цветовой тест отношений» базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;

Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;

Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;

Низкий уровень групповой сплоченности;

Низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствует цикл занятий, представленных в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5 за 2009 год, стр. 50 – 56. Их может проводить как педагог – психолог, так и воспитатель группы.

Цели занятий:

Снятие напряжения в коллективе;

Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

Раскрепощение неуверенных в себе детей;

Сплочение группы.

Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) и проводятся один раз в неделю. Каждое занятие имеет четкую структуру:

- организационная часть (состоит из упражнения – приветствия и упражнения – разминки, цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

- основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр, ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

- заключительная часть (состоит из упражнения – прощания, цель которой – символическое окончание занятия, выражение детьми своего отношения к той ил иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Советы воспитателю

для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Публикации по теме:

Проект «Маленький селянин» .

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Лексика
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 21:53
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....