Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».

Ткачева Татьяна
Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»

Педагог – психолог :

Ткачева Т. В.

Общение – это видимая, наблюдаемая,

выявляющаяся вовне связь людей.

Отношение и взаимоотношение –

стороны общения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что его окружает, и к самой себе. Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это те психические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.

Публикация «Консультация для педагогов „Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения“,» размещена в разделах

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Человек – существо социальное: большую часть своей жизни оно проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому всех своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочению коллектива дошкольников, необходимо:

Провести диагностику эмоциональных связей в группе;

Измерить степень сплоченности / разобщенности детей;

Определить эмоциональные привязанности;

Выявить «социометрические позиции», т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;

Обнаружить внутригрупповые «союзы»;

Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога – психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено «Социометрия» и методика Н. В. Микляевой «Цветовой тест отношений»).

Методика «Социометрия» позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Методика «Цветовой тест отношений» базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;

Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;

Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;

Низкий уровень групповой сплоченности;

Низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствует цикл занятий, представленных в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5 за 2009 год, стр. 50 – 56. Их может проводить как педагог – психолог, так и воспитатель группы.

Цели занятий:

Снятие напряжения в коллективе;

Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

Раскрепощение неуверенных в себе детей;

Сплочение группы.

Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) и проводятся один раз в неделю. Каждое занятие имеет четкую структуру:

- организационная часть (состоит из упражнения – приветствия и упражнения – разминки, цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;

- основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр, ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

- заключительная часть (состоит из упражнения – прощания, цель которой – символическое окончание занятия, выражение детьми своего отношения к той ил иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Советы воспитателю

для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей : привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Публикации по теме:

Проект «Маленький селянин» .

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 21:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД