Консультация для педагогов. «Восприятие музыки»

Консультация для педагогов «Восприятие музыки»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет вашим другом.

Воспитывая дошкольников, развивая их способности, обогащая духовно, нельзя ограничиваться только пением и ритмикой. Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной, причем они любят слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара.

В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.

В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно захватывают. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций – жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. В этом возрасте у детей развиваются такие нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому они с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с их родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.

Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Восприятие музыки в младшем возрасте становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступны их возрасту по содержанию, правилам и длительности.

Данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки. Однако в этом возрасте музыкальная деятельность малыша имеет неустойчивый характер, поэтому он не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.

Четырех, - пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весло откликаются на веселую, подвижную мелодию. Произведения легкого, лирического характера вызывают у них более спокойное состояние. Проявляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.

В этом возрасте в процессе слушания музыки продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения.

Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.

Однако необходимо помнить, что у ребенка 4-5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежная и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности.

В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, о природе родного края, о предметном мире. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.

Большинство детей в этом возрасте овладевают культурой слушания музыки. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают жанры музыки, эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей.

Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее становление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, выделять отдельные музыкальные произведения по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.) .

Дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных жанров, видов. Однако у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и даже в какой-либо период могут временно утрачиваться.

На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений.

В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять отдельные особенности музыкального языка и речи.

На седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнениям органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических, музыкально-подвижных игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.

Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости) .

Похожие записи:

План работы педагога-психолога

Немного музыки

Консультация для педагогов. «Восприятие музыки»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 17:46
+2
Голосов: 2
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 0. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад