Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города

Светлана Гасанова
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города

«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства… «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем годы его детства».

Мария Монтессори

Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм. Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своему городу. Ведь для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы. В связи с этим для формирования патриотизма важно ознакомить дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, города Воркуты. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитывать чувство патриотизма нужно с дошкольного возраста. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Воркуты. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил родной город Воркуту, Коми край и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Задачами воспитания и развития детей в воспитании патриотизма в процессе ознакомления с родным городом являются:

-развитие у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

-развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своего города и горожан, социальных акциях;

-развитие чувство гордости за город, ее достижения и культуру;

-формирование представлений о символике Воркуты (герб, флаг, гимн, бережного отношения к родному городу;

-Знакомство детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых граждан.

Представление о родном городе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности и может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями.

Последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к истории родного города может представлена следующим образом:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Детский сад»

3 блок - «Родная улица, поселок»

4 блок - «Родной город - Воркута».

«История родного города»

«Животный и растительный мир тундры»

«Знаменитые люди Воркуты: жизнь и творчество»

2. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, и он строит своё поведение. У ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина.

Таким образом, благоприятные условия воспитания у ребенка-дошкольника чувства патриотизма могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи, как ячейкой общества.

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.

Взаимодействие родителей и педагогов осуществляется в основном через:

реализацию принципа единства требований к патриотическому воспитанию в ДОУ и семье;

личностно-ориентированную направленность;

активное вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства;

оптимизацию разработки и внедрения совместных видов деятельности ДОУ и родителей;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;

создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Поиск эффективных способов в патриотическом воспитании дошкольников должен предусматривать повышение педагогической культуры и роли родителей в процессе приобщении детей к истории родного города Воркуты.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Коллективные формы взаимодействия:

-День открытых дверей «Мой любимый город»: викторины, КВН, показ НОД и др. ;

-Создание совместных выставок детских рисунков, фотографий и работ на темы «Воркута - ты сердца моего частичка», используя современные технологии;

-Воскресные целевые прогулки ребенка с родителями по поселку, улицам города, в парк, поход в тундру с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений;

-Посещение при участии отдела «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по темам «Родной город» (история Воркуты, «Животный мир тундры», «Пернатые соседи», «Летающие цветы» с целью расширения представлений об обитателях тундры, истории родного города;

-Подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек «Полезно знать…», «Знаменитые люди Воркуты», информационных стендов;

-Привлечение родителей к участию в праздниках «День города», викторине «Знатоки родного города»;

-Проведение воспитателем консультаций для родителей по темам «Посмотри вокруг и удивись», «Воспитываем любовь к своему городу»;

-Организация семинара-практикума «Ценность игр и игровых упражнений в воспитании патриотизма»;

-Организация родительского собрания на тему «Мой город - часть моей республики», где предусматривается выступление родителей и приглашенных гостей: библиотекаря, научного сотрудника;

-Организация родительской конференции на тему «Люби и знай, свой край», завершением может быть совместный концерт детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

-Посещение массовых праздников, посвященных дню города;

-организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семенных газет «Я и мой город», «Моя родословная»;

-Ориентирование родителей на ознакомление с современной литературой, программами ТВ, т. е. активизация их педагогического самообразования и др.

Нетрадиционные формы:

-Организация семейного клуба «Юный воркутинец»;

Инновационные формы:

-Проектная деятельность.

Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, и др.

Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Таким образом, два социальных института: ДОУ и семья - как единая социокультурная среда (поддерживая, и дополняя друг друга воспитательной работе, должны создавать условия для детей в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города Воркуты. Задача ДОУ – приобщать родителей к педагогическому процессу по патриотическому воспитанию, расширять сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Публикации по теме:

Стихотворение «Уголок России» Уголок России 1. Где –то есть уголок заполярной земли, Он над Обью широкой зажигает огни. Здесь хорошие, добрые, сильные люди живут, И рассветы,.

Воспитываем патриотов Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы её зовём потому, что мы в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании патриотизма в процессе приобщения к истории родного города
Опубликовано: 11 января 2014 в 18:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...