Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»

Ольга Теш
Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их непрерывное взаимодействие.

Цель такого взаимодействия – взаимообогащение, взаимодополнение, получение совместного опыта, способствующего всестороннему развитию личности дошкольника.

Работа с родителями не должна проводиться спонтанно и носить хаотичный характер. Все взаимодействие необходимо выстраивать последовательно, с углублением и расширением сферы взаимовлияния. Следовательно, такую деятельность нужно осуществлять поэтапно, основываясь на доверии, сотрудничестве и гуманистическом подходе. Таким образом, предлагаем следующие этапы взаимодействия с родителями:

1. Информационно-подготовительный (сбор информации о семье: количественный состав, профессиональные особенности ее членов; социальные особенности, включающие условия проживания, интересы, увлечения, предпочитаемые способы проведения досуга)

2. Аналитический (составление карты-анкеты о семье, позволяющей определить основные формы индивидуальной или совместной работы)

3. Непосредственное взаимодействие (предполагает как плановую работу с родителями группы, цель которой – объединение усилий для создания оптимальных познавательных, психологических, физических условий развития дошкольников; так и индивидуальную работу, включающую ежедневное общение, обмен впечатлениями, замечаниями, рекомендациями).

На этапе непосредственного взаимодействия важно учитывать и стремиться соблюдать несколько условий:

• в современной России, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Следовательно, нужно постоянно подчеркивать ведущую роль семейного воспитания, и выражать готовность педагогической поддержки и вспомоществавания со стороны всего педагогического коллектива;

• построение работы с родителями на основе взаимодоверия, без которого не возможно эффективное взаимодействие. Следовательно, необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое позволит завоевать уважение со стороны родителей, способствовать их раскрытию, раскрепощению в общении, а также создаст благоприятную психологическую среду взаимодействия;

• все взаимодействие должно стремиться к воспитанию потребности и навыка делиться педагогическими достижениями, успехами и сложностями в развитии ребенка, а также носить непринужденный рекомендательный характер, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

• в процессе общения педагогу следует заинтересовать родителя развитием ребенка, прояснить причины и возможные последствия имеющихся тенденций. Важно, чтобы родитель почувствовал искренний интерес педагога к его проблеме, желание совместно ее решить и веру в возможность ее решения.

Рассмотрев основные этапы и условия взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовательном учреждении, предлагаем следующие эффективные формы такого взаимодействия:

1. Индивидуальная консультация – одна из форм общения с родителями, целью которой является обсуждение различных трудностей, с которыми столкнулся ребенок, и нахождение путей совместного их решения. Мастерство педагога заключается в умении найти подход к родителю, который позволит снизить его критичность к получаемой информации (что порой естественно возникает у родителя при обсуждении его ребенка, а также побудит желание к совместному решению проблемы. В такой работе степень доверия родителя будет зависеть от того, какую информацию он получит о работе педагога (поэтому важно информировать родителей о деятельности воспитателя, о том, что происходит в группе и на занятиях: информационный стенд, открытые уроки, видеосюжеты, фотоотчеты, выставки детского творчества и т. д.).

2. Родительское собрание – важнейшая форма общения с родителями, она позволяет одновременно охватить большое количество семей и решить множество педагогических и организационных задач. Поэтому важно создавать доброжелательную атмосферу, направленную на сближение родителей друг с другом, формировать ощущение в группе, что «мы – одна семья» и делаем «общее дело» на благо нашим детям. - Для того чтобы заинтересовать родителей предстоящей встречей, важно заранее проинформировать о тех вопросах, которые будут обсуждаться и узнать об интересующих темах. Для разнообразия проведения родительских собраний возможно использование различных элементов тренинга, дискуссий, ролевых игр, проведение круглых столов.

3. Организация совместных родитьско-детских проектов, конкурсов, участие в открытых досуговых мероприятиях. Привлечь родителей к этим мероприятиям можно следующими способами: с помощью мотивации детей к участию в предлагаемом виде деятельности, путем награждения детей призами и подарками, путем организации выставок, фотоотчетов достижений, написанием благодарственных писем.

4. Организация дня открытых дверей. На организацию дня открытых дверей можно привлечь родителей. Распределить обязанности, кто-то дежурит, кто-то следит за тем, чтобы родители не мешали друг другу, кто-то организует спортивные игры или мастер-класс по интересам. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением, которые создали их дети. Такие приглашения позволят сформировать дополнительную мотивацию посещения мероприятия. Удачным завершением дня открытых дверей будет гала-концерт с лучшими детскими творческими номерами.

5. Книга-эстафета - помогает в налаживании контактов с семьями. Воспитателям всегда нужно знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в где необходима педагогическая помощь. В этой книге можно написать обращение к родителям и просьбу ответить на вопросы. Каждый родитель может взять ее домой изучить, описать волнующие темы или прочитать ответы других родителей. Книга-эстафета может использоваться как дополнительная форма общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

6. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д. И в тоже время создать зону психологического комфорта, в которой родитель сможет, смело выразить свои мысли.

7. посещений театров и музеев, а так же проведение различных совместных праздников (желательно, чтобы родители были не просто сторонними наблюдателями, но активными участниками праздника, Для этого можно предложить какие-нибудь совместные номера или постановки);

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

Публикации по теме:

Педсовет: «Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность детского сада» Педсовет: «Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность детского сада» Тихо звучит спокойная музыка. 1. За.

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. За тысячелетнюю историю человечества сложились.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 5 августа 2013 в 12:48
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...