Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»

Ольга Теш
Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их непрерывное взаимодействие.

Цель такого взаимодействия – взаимообогащение, взаимодополнение, получение совместного опыта, способствующего всестороннему развитию личности дошкольника.

Работа с родителями не должна проводиться спонтанно и носить хаотичный характер. Все взаимодействие необходимо выстраивать последовательно, с углублением и расширением сферы взаимовлияния. Следовательно, такую деятельность нужно осуществлять поэтапно, основываясь на доверии, сотрудничестве и гуманистическом подходе. Таким образом, предлагаем следующие этапы взаимодействия с родителями:

1. Информационно-подготовительный (сбор информации о семье: количественный состав, профессиональные особенности ее членов; социальные особенности, включающие условия проживания, интересы, увлечения, предпочитаемые способы проведения досуга)

2. Аналитический (составление карты-анкеты о семье, позволяющей определить основные формы индивидуальной или совместной работы)

3. Непосредственное взаимодействие (предполагает как плановую работу с родителями группы, цель которой – объединение усилий для создания оптимальных познавательных, психологических, физических условий развития дошкольников; так и индивидуальную работу, включающую ежедневное общение, обмен впечатлениями, замечаниями, рекомендациями).

На этапе непосредственного взаимодействия важно учитывать и стремиться соблюдать несколько условий:

• в современной России, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Следовательно, нужно постоянно подчеркивать ведущую роль семейного воспитания, и выражать готовность педагогической поддержки и вспомоществавания со стороны всего педагогического коллектива;

• построение работы с родителями на основе взаимодоверия, без которого не возможно эффективное взаимодействие. Следовательно, необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое позволит завоевать уважение со стороны родителей, способствовать их раскрытию, раскрепощению в общении, а также создаст благоприятную психологическую среду взаимодействия;

• все взаимодействие должно стремиться к воспитанию потребности и навыка делиться педагогическими достижениями, успехами и сложностями в развитии ребенка, а также носить непринужденный рекомендательный характер, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

• в процессе общения педагогу следует заинтересовать родителя развитием ребенка, прояснить причины и возможные последствия имеющихся тенденций. Важно, чтобы родитель почувствовал искренний интерес педагога к его проблеме, желание совместно ее решить и веру в возможность ее решения.

Рассмотрев основные этапы и условия взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовательном учреждении, предлагаем следующие эффективные формы такого взаимодействия:

1. Индивидуальная консультация – одна из форм общения с родителями, целью которой является обсуждение различных трудностей, с которыми столкнулся ребенок, и нахождение путей совместного их решения. Мастерство педагога заключается в умении найти подход к родителю, который позволит снизить его критичность к получаемой информации (что порой естественно возникает у родителя при обсуждении его ребенка, а также побудит желание к совместному решению проблемы. В такой работе степень доверия родителя будет зависеть от того, какую информацию он получит о работе педагога (поэтому важно информировать родителей о деятельности воспитателя, о том, что происходит в группе и на занятиях: информационный стенд, открытые уроки, видеосюжеты, фотоотчеты, выставки детского творчества и т. д.).

2. Родительское собрание – важнейшая форма общения с родителями, она позволяет одновременно охватить большое количество семей и решить множество педагогических и организационных задач. Поэтому важно создавать доброжелательную атмосферу, направленную на сближение родителей друг с другом, формировать ощущение в группе, что «мы – одна семья» и делаем «общее дело» на благо нашим детям. - Для того чтобы заинтересовать родителей предстоящей встречей, важно заранее проинформировать о тех вопросах, которые будут обсуждаться и узнать об интересующих темах. Для разнообразия проведения родительских собраний возможно использование различных элементов тренинга, дискуссий, ролевых игр, проведение круглых столов.

3. Организация совместных родитьско-детских проектов, конкурсов, участие в открытых досуговых мероприятиях. Привлечь родителей к этим мероприятиям можно следующими способами: с помощью мотивации детей к участию в предлагаемом виде деятельности, путем награждения детей призами и подарками, путем организации выставок, фотоотчетов достижений, написанием благодарственных писем.

4. Организация дня открытых дверей. На организацию дня открытых дверей можно привлечь родителей. Распределить обязанности, кто-то дежурит, кто-то следит за тем, чтобы родители не мешали друг другу, кто-то организует спортивные игры или мастер-класс по интересам. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением, которые создали их дети. Такие приглашения позволят сформировать дополнительную мотивацию посещения мероприятия. Удачным завершением дня открытых дверей будет гала-концерт с лучшими детскими творческими номерами.

5. Книга-эстафета - помогает в налаживании контактов с семьями. Воспитателям всегда нужно знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в где необходима педагогическая помощь. В этой книге можно написать обращение к родителям и просьбу ответить на вопросы. Каждый родитель может взять ее домой изучить, описать волнующие темы или прочитать ответы других родителей. Книга-эстафета может использоваться как дополнительная форма общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

6. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д. И в тоже время создать зону психологического комфорта, в которой родитель сможет, смело выразить свои мысли.

7. посещений театров и музеев, а так же проведение различных совместных праздников (желательно, чтобы родители были не просто сторонними наблюдателями, но активными участниками праздника, Для этого можно предложить какие-нибудь совместные номера или постановки);

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

Публикации по теме:

Педсовет: «Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность детского сада» Педсовет: «Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность детского сада» Тихо звучит спокойная музыка. 1. За.

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. За тысячелетнюю историю человечества сложились.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 5 августа 2013 в 12:48
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...