МААМ-картинки

Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий

Ирина Коршунова
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

ДОКЛАД

на тему:

«Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО.

Виды здоровьесберегающих технологий

Подготовила:

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 4 КВ»

Коршунова И. И.

Публикация «Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО, Виды здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии – это стстема мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи здоровьесбережения :

- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;

- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.

Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО :

1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;

2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;

4. Интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

5. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

6. Использование простых и доступных технологий;

7. Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;

8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;

9. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.

Условно здоровьесберегающие технологии подразделяются на два вида: реализуемые в деятельности ДОО и реализуемые в деятельности педагога. Здоровьесберегающие технологии, которые педагог использует непосредственно при организации воспитательно-образовательного процесса, разделяются на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья у детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании классифицируются по разным основаниям. Рассмотрим классификацию, предложенную В. А. Деркунской. Автор выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий : медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, валеологического просвещения родителей. Коротко охарактеризуем их.

1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств. К ним относятся:

- мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и контроль за ним;

- организация физического воспитания и развития дошкольников;

- закаливание;

- проведение профилактических мероприятий в детском саду;

- контроль и помощь в соблюдении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОО.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребёнка : развитие психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливание. К ним также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своём здоровье и др. В реализации этих технологий участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги ДОО, которые осуществляют эту работу на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, свободной деятельности детей, ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребёнком т др.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий – обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми как в детском саду, так и в семье.

В их реализации принимают участие психолог (посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты ДОО в текущем педагогическом процессе ДОО. К технологиям обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОО.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на формирование культуры здоровья педагогов ДОО, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

5. Технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и др.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО прежде всего технологии, направленные на воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников.

Цель данных техологий – формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности. Последняя позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. Например, по характеру действия выделяют четыре их вида:

1) защитно-профилактические технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий;

2) компенсаторно-нейтрализующие технологии, направленные на восполнение недостатка в том, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или нейтрализацию негативных воздействий в тех случаях, когда полностью защитить человека то них не представляется возможным. К ним относят физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере смягчающие неблагоприятное воздействие статичности занятия, недостаточности физической нагрузки; эмоциональные разрядки или «минуты покоя», снижающие стрессогенные воздействия, психоэмоциональное напряжение;

3) стимулирующие технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния;

4) информационно-обучающие технологии, обеспечивающие необходимый для эффективной заботы о здоровье уровень знаний, помогающие в воспитании культуры здоровья. К ним относят образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные всем субъектам образовательного процесса.

Особый интерес представляют здоровьеформирующие технологии, которые понимаются как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Педагоги ДОО должны подходить к обучению комплексно, использовать разные методы: музыкальные, изобразительные, физкультурные, литературные и др.

Таким образом, сегодня в ДОО большое внимание должно уделяться здоровьесберегающим образовательным технологиям, направленным на решение главной задачи дошкольного образования – сохранение, поддерживание и укрепление здоровья детей. Кроме того, серьёзной задачей служит и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья дошкольников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью своему и окружающих людей.

Литература:

1. Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских, В. Г. Барабаш. Статья: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Ж/л «Стандартизация и вариативность дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. Издательство: ТЦ СФЕРА. : 2016. с 103 - 107

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях.

«Виды здоровьесберегающих технологий и их использование в ДОУ» Кто не ценит собственного здоровья, Тот меньше заботится и о других людях. В. М. Шепель Современная система образования претерпевает сегодня.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможность их применения «ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ». Охрана жизни и укрепление физического и психического.

Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельностиЭффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности Детский сад «Солнышко» структурного подразделения МАОУ Южно-Дубровинской СОШ Автор : Раскенова Асель Магижановна музыкальный руководитель.

Игровая деятельность в группе продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологийПонать природу игры, её поразительный.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. .

Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности в ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный.

Презентация «Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды организованной деятельности детей в ДОУ» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности ДОУ «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 3 марта 2019 в 14:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД