Ознакомление детей с окружающим миром

Людмила Галеницкая
Ознакомление детей с окружающим миром

Консультация

на тему:

«Ознакомление детей с

окружающим миром» .

Галеницкая Л. В.

Ранний возраст – это период интенсивного

развития всех сторон малыша.

Дети с огромным интересом смотрят на ок-

ружающий мир, но видят не всё, иногда да-

же главного не замечают. А если рядом вос-

питатель или кто - то из взрослых, которые

удивляются вместе с ними, учат их не толь-

ко смотреть, но и видеть, дети захотят уз-

нать больше.

Знакомя детей с доступными их пониманию

явлениями природы и общественной жизни

воспитатель вместе с ним развивает их умст-

венные способности, формирует нравственное

и эстетическое отношение к действительнос-

ти. У детей воспитывают деятельную любовь

к родной природе, способность воспринимать

и глубоко чувствовать её красоту, умение бе-

режно относиться к растениям и животным.

Мы знакомим детей с окружающим миром

как на занятии, так и на прогулке и в пов-

седневной жизни. Взрослые должны помнить,

что знакомство с окружающим миром для

ребёнка раннего возраста не является только

забавой, это – труд, который даёт основу пер-

вых знаний, а сам малыш – не пассивный

созерцатель, он – творец, потому что прикла-

дывает активные, хотя и элементарные уси-

лия к освоению действительности.

Первые знания об окружающем мире у ре-

бёнка в процессе освоения им близлежащего

пространства, поэтому в ранний период детст-

ва важна организация предметной среды. По-

мещение должно быть окрашено в мягкие

постельные тона, на окнах занавески, мебель –

не имеющей острых углов, сделанная сораз-

мерно росту и физическим возможностям ре-

бенка.

К началу 3 года жизни довольно высокого

уровня достигают восприятие и память ребён-

ка, возрастает устойчивость внимания, продол-

жает формироваться наглядно - действенное и

зарождается образное мышление, которое поз-

воляет полнее понимать речь окружающих

людей без наглядного сопровождения. Малыш

уже может представить по аналогии даже то,

что никогда не видел. Этот фактор значи-

тельно обогащает его знания, расширяет пред-

ставление о предметах, явлениях, окружаю-

щей действительности.

Дети 3 года жизни овладевают новыми ви-

дами деятельности: рисованием, лепкой, апп-

ликацией. Формирующееся представления

проявляются в том, что в очертаниях линий,

форм, цветных пятен им видятся конкретные

образы, персонажи знакомых сказок, герои

песен, потешек.

Ведущим видом деятельности становится

ролевая игра. Дети чаще начинают использо-

вать в игре предметы – заменители (напри-

мер, вместо градусника – палочка, вместо мы-

ла – кубик, вместо утюга – дощечка) .

В процессе различных видов деятельности

(бытовой, трудовой, игровой, художествен-

ной) формируется обобщённое понимание

названий предметов, относящихся к одной

группе: одежда (рубашка, платье, юбка, коф-

та и т. д.) ; посуда (чашка, тарелка, ложка и

т. д.) ; мебель (кровать, стол, стул, диван и

т. д.) ; транспорт (машина, автобус, поезд,

самолёт и т. д.) . На более высоком уровне

осуществляется ориентировка ребёнка в окру-

жающем: человек и его жилище (дом), че-

ловек и его результаты труда (выращивание

овощей, фруктов и т. п.) , человек и живот-

ный мир (забота о животных, их значение в

жизни людей: корова даёт молоко, курица –

яйца и т. п.) . Дети начинают не только сво-

бодно ориентироваться среди окружающих

предметов, но и получать более точные пре-

доставления об их качествах и взаимозави-

симости. Они познают такие свойства как

твёрдый – мягкий ; сухой – мокрый ; холодный –

тёплый ; чистый – грязный ; длинный - короткий

и т. п., и также расположение предметов в

пространстве (в, на, под, из, высоко-низко,

далеко-близко), их количество (один, много,

мало).

Учёные считают, что на 3 году жизни в

три раза увеличивается число высказываний,

в которых дети хотят уточнить цель, причи-

ну и следствие заинтересовавших их ситуа-

ций. Общение со взрослым начинает носить

познавательный характер. В процессе обще-

ния формируется значение о человеке. Дети

запоминают имена родителей, воспитателей,

имена детей, находящихся в группе. У малы-

шей возникают некоторые обобщённые пред-

ставления о близких людях (маме, папе, ба-

бушке, дедушке). Например, ребёнок начи-

нает понимать, что слово «мама» относит-

ся не только к его маме, но и к другим ро-

дителям, чьи дети посещают вместе с ним

детский сад. Дети усваивают родственные

связи. «Он – мой братик. Я люблю старшую

сестрёнку» – рассказывают малыши воспита-

телю. Возникают представления о людях. Де-

ти начинают понимать слова: взрослые и де-

ти. Ребёнок усваивает не только их социаль-

ный смысл, но и практическое значение

(взрослых нужно слушать, выполнять их по-

ручение и указание) .

Знакомя малыша с окружающей действитель-

ностью, взрослые решают не только образо-

вательные задачи, но и воспитательные, фор-

мируют первичный практический опыт мо-

рального поведения в кругу сверстников ; по-

буждают к проявлению внимания и сочувст-

вия, поощряют желание уступить, поделиться,

помочь ; воспитывают отрицательное отноше-

ние к проявлениям грубости, жадности. Ма-

лыши уже понимают и могут выразить сло-

вами физическое состояние (боль, жажду, жа-

лость, усталость, голод и т. п.) и желание

(хочу есть, хочу спать и т. п.) .

Наблюдая взаимоотношения взрослых, ребё-

нок учится жить по принципу: человек чело-

веку – друг, товарищ и брат.

Явления общественной жизни начинают выс-

тупать для ребёнка также на фоне первых

простейших представлений о человеке и его

деятельности. Детей продолжают знакомить

с бытовым трудом взрослых (уборка помеще-

ний, мытьё игрушек, стирка, посадка овощей

на огороде и т.) . Воспитатель привлекает

малышей к посильному труду.

Малышей начинают знакомить с профессия-

ми. Вначале их внимание привлекают к спе-

циализированному труду людей, работающих

в детском саду (повар, прачка, доктор, плот-

ник, шофёр и другие) ; с орудиями труда.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Ознакомление детей с окружающим миром
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «В гости к весне!» Раевская Марина
"В гости к весне" Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы Составила Раевская Марина Львовна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №5" г....
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...