Ознакомление детей с окружающим миром

Людмила Галеницкая
Ознакомление детей с окружающим миром

Консультация

на тему:

«Ознакомление детей с

окружающим миром» .

Галеницкая Л. В.

Ранний возраст – это период интенсивного

развития всех сторон малыша.

Дети с огромным интересом смотрят на ок-

ружающий мир, но видят не всё, иногда да-

же главного не замечают. А если рядом вос-

питатель или кто - то из взрослых, которые

удивляются вместе с ними, учат их не толь-

ко смотреть, но и видеть, дети захотят уз-

нать больше.

Знакомя детей с доступными их пониманию

явлениями природы и общественной жизни

воспитатель вместе с ним развивает их умст-

венные способности, формирует нравственное

и эстетическое отношение к действительнос-

ти. У детей воспитывают деятельную любовь

к родной природе, способность воспринимать

и глубоко чувствовать её красоту, умение бе-

режно относиться к растениям и животным.

Мы знакомим детей с окружающим миром

как на занятии, так и на прогулке и в пов-

седневной жизни. Взрослые должны помнить,

что знакомство с окружающим миром для

ребёнка раннего возраста не является только

забавой, это – труд, который даёт основу пер-

вых знаний, а сам малыш – не пассивный

созерцатель, он – творец, потому что прикла-

дывает активные, хотя и элементарные уси-

лия к освоению действительности.

Первые знания об окружающем мире у ре-

бёнка в процессе освоения им близлежащего

пространства, поэтому в ранний период детст-

ва важна организация предметной среды. По-

мещение должно быть окрашено в мягкие

постельные тона, на окнах занавески, мебель –

не имеющей острых углов, сделанная сораз-

мерно росту и физическим возможностям ре-

бенка.

К началу 3 года жизни довольно высокого

уровня достигают восприятие и память ребён-

ка, возрастает устойчивость внимания, продол-

жает формироваться наглядно - действенное и

зарождается образное мышление, которое поз-

воляет полнее понимать речь окружающих

людей без наглядного сопровождения. Малыш

уже может представить по аналогии даже то,

что никогда не видел. Этот фактор значи-

тельно обогащает его знания, расширяет пред-

ставление о предметах, явлениях, окружаю-

щей действительности.

Дети 3 года жизни овладевают новыми ви-

дами деятельности: рисованием, лепкой, апп-

ликацией. Формирующееся представления

проявляются в том, что в очертаниях линий,

форм, цветных пятен им видятся конкретные

образы, персонажи знакомых сказок, герои

песен, потешек.

Ведущим видом деятельности становится

ролевая игра. Дети чаще начинают использо-

вать в игре предметы – заменители (напри-

мер, вместо градусника – палочка, вместо мы-

ла – кубик, вместо утюга – дощечка) .

В процессе различных видов деятельности

(бытовой, трудовой, игровой, художествен-

ной) формируется обобщённое понимание

названий предметов, относящихся к одной

группе: одежда (рубашка, платье, юбка, коф-

та и т. д.) ; посуда (чашка, тарелка, ложка и

т. д.) ; мебель (кровать, стол, стул, диван и

т. д.) ; транспорт (машина, автобус, поезд,

самолёт и т. д.) . На более высоком уровне

осуществляется ориентировка ребёнка в окру-

жающем: человек и его жилище (дом), че-

ловек и его результаты труда (выращивание

овощей, фруктов и т. п.) , человек и живот-

ный мир (забота о животных, их значение в

жизни людей: корова даёт молоко, курица –

яйца и т. п.) . Дети начинают не только сво-

бодно ориентироваться среди окружающих

предметов, но и получать более точные пре-

доставления об их качествах и взаимозави-

симости. Они познают такие свойства как

твёрдый – мягкий ; сухой – мокрый ; холодный –

тёплый ; чистый – грязный ; длинный - короткий

и т. п., и также расположение предметов в

пространстве (в, на, под, из, высоко-низко,

далеко-близко), их количество (один, много,

мало).

Учёные считают, что на 3 году жизни в

три раза увеличивается число высказываний,

в которых дети хотят уточнить цель, причи-

ну и следствие заинтересовавших их ситуа-

ций. Общение со взрослым начинает носить

познавательный характер. В процессе обще-

ния формируется значение о человеке. Дети

запоминают имена родителей, воспитателей,

имена детей, находящихся в группе. У малы-

шей возникают некоторые обобщённые пред-

ставления о близких людях (маме, папе, ба-

бушке, дедушке). Например, ребёнок начи-

нает понимать, что слово «мама» относит-

ся не только к его маме, но и к другим ро-

дителям, чьи дети посещают вместе с ним

детский сад. Дети усваивают родственные

связи. «Он – мой братик. Я люблю старшую

сестрёнку» – рассказывают малыши воспита-

телю. Возникают представления о людях. Де-

ти начинают понимать слова: взрослые и де-

ти. Ребёнок усваивает не только их социаль-

ный смысл, но и практическое значение

(взрослых нужно слушать, выполнять их по-

ручение и указание) .

Знакомя малыша с окружающей действитель-

ностью, взрослые решают не только образо-

вательные задачи, но и воспитательные, фор-

мируют первичный практический опыт мо-

рального поведения в кругу сверстников ; по-

буждают к проявлению внимания и сочувст-

вия, поощряют желание уступить, поделиться,

помочь ; воспитывают отрицательное отноше-

ние к проявлениям грубости, жадности. Ма-

лыши уже понимают и могут выразить сло-

вами физическое состояние (боль, жажду, жа-

лость, усталость, голод и т. п.) и желание

(хочу есть, хочу спать и т. п.) .

Наблюдая взаимоотношения взрослых, ребё-

нок учится жить по принципу: человек чело-

веку – друг, товарищ и брат.

Явления общественной жизни начинают выс-

тупать для ребёнка также на фоне первых

простейших представлений о человеке и его

деятельности. Детей продолжают знакомить

с бытовым трудом взрослых (уборка помеще-

ний, мытьё игрушек, стирка, посадка овощей

на огороде и т.) . Воспитатель привлекает

малышей к посильному труду.

Малышей начинают знакомить с профессия-

ми. Вначале их внимание привлекают к спе-

циализированному труду людей, работающих

в детском саду (повар, прачка, доктор, плот-

ник, шофёр и другие) ; с орудиями труда.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Ознакомление детей с окружающим миром
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:28
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...