Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»

Людмила Галеницкая
Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»

Консультация

«О возможностях

народной педагогике

в экологическом

воспитании» .

Галеницкой Л. В.

Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на

планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие (прогресс) и такое же интенсивное использование природных ресурсов (леса, чис-

тая вода, кислород и так далее) способствуют заг-

рязнению окружающей среды, разрушению биос-

феры, созданию условий, малосовместимых с

жизнью человека.

Экологическое воспитание и образование всего

населения (от маленьких детей до взрослых, про-

ходящих повышение квалификации, – это необхо-

димость нашего времени: детям и взрослым надо

раскрывать суть биосферных процессов, показы-

вать связь человека с природой, его зависимость

от неё, раскрывать законы природы, её гармонию

и красоту, возможность её самоорганизации и са-

мовостановления лишь при ограниченном вмеша-

тельстве человека, развивать трепетное отношение

к уникальности и многообразию форм жизни на

Земле.

При целенаправленном и систематичном воспита-

нии детей в детском саду или в семье у них

можно сформировать начало экологической куль-

туры, суть которых заключается в правильном от-

ношении к природе ближайшего окружения, т. е.

природе, входящей в пространство их строится на

элюзиональное – чувственном восприятии явлений

природы, усвоении или элементарных экологичес-

ких знаний и непосредственном практическом

взаимодействии с растениями и животными.

Народная педагогика отражает мысли, чаяния и устремление народа, образ его жизни и самосоз-

нание. В её основе лежит стихийная самооргани-

зация взрослых, взаимодействующих с детьми, их

взаимный интерес и привязанность как результат

коллективного творческого вклада многих покале-

ний в культуре.

В народной педагогике отчётливо просматривает-

ся идея гармоничной взаимосвязи человека с при-

родой, которая возникла из гармонии самой при-

роды и понимания необходимости приспосабли-

ваться к ней и преобразовывать её .

Русские психологи и историки такие, как В. О.

Ключевский, Г. В. Лунина отмечают: непроходимые

леса, топи, болота представляли собой большую

опасность и трудность, с точки зрения их освое-

ния и требовали борьбы и терпения в преодоле-

нии многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер, его национальн-

ные черты – терпение и милосердие, сохранение

величия духа в несчастьях, самообладание.

К эффективным средствам экологического воспи-

тания следует отнести устное народное творчест-

во, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда,

игр и досуга.

Например, пословицы – это «цвет народного ума»,

«это не старина, не прошлое, а живой голос на-

рода. Народ сохраняет в своей памяти только то,

что ему необходимо сегодня и потребуется завт-

ра». (В. И. Даль). В пословице заключена народ-

ная оценка жизни, отражены наблюдения народ-

ного ума. Во многих пословицах отражены тон-

кие наблюдения над природой, понимание того,

что природа – это сила, с которой надо считаться.

В народной педагогике существовали специаль-

ные приёмы воспитания в детях оптимизма и

жизнерадостности – таких качеств личности, кото-

рые помогают выжить в трудных условиях, не

терять веры в себе, верить в лучшее, стремиться

к нему. Хоровод – одно из народных празднич-

ных действ, которое целиком связано с приро-

дой, так как проходило действо всегда на приро-

де.

Народная педагогика – это совокупность семейно-

общественных традиций, содержанием которых яв-

ляется культ дитяти, добра молодца, красной де-

вицы, культ труда и праздника, культ терпения и

сочувствия. Значимой чертой русской народной

педагогике является оптимизм и жизнерадостность,

которые побуждают к воспитанию в детях качеств,

помогающих человеку выжить в трудных услови-

ях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно

это имеет принципиальное значение для экологи-

ческого воспитания.

Сложившаяся в настоящее время система эколо-

гического воспитания охватывает все стороны пе-

дагогического процесса – содержание, методы, тех-

нологии, управления. Взаимосвязь и стабильность

всех компонентов системы – оптимальное условие

формирования у детей начал экологической куль-

туры. Технология работы с детьми 2 - 4 лет насы- щена потешками, колыбельными песнями, пестуш-

ками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями,

содержание которых отвечает задачам экологичес-

кого воспитания. Органично включённые в режим-

ные моменты (питание, сон, прогулки, гигиеничес-

кие процедуры), эти фольклорные формы вызыва-

ют эмоциональный отклик у детей, создают ра-

достное настроение. В экологическом воспитании

сказка относительно новое явление Она по сути

своей противоположна природной действительнос-

ти, в ней «невозможное возможно», в ней проис-

ходят нереальные событие, чудесные превращения.

Сказки повествуют о множестве незримых нитей,

которыми связаны населяющие природу живые су-

щества. Страшные несчастья и горькие беды обру-

шиваются на Землю, когда человек нарушает ве-

ликие законы природы, не задумываясь о послед-

ствиях своих незримых поступков. Экологическое

содержание сказок всегда реально, а фантастичес-

кие события и образы делают эту реальность ув-

лекательной, понятной и запоминающейся.

Мы должны любить свой дом и беречь природу,

которая удивляет и восхищает своими непревзой-

дёнными творениями и щедро дарит нам всё не-

обходимое для полнокровной жизни.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2009 г.

2. Программа воспитания и обучение в детском

саду.

М. А. Васильева

В. В. Гербова

Т. С. Комарова.

Публикации по теме:

«Ни минуты без музыки». План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми. Цель: расширение знаний педагогов о возможностях.

Презентация «Вода, вода — кругом вода». Развитие познавательного интереса к миру природы,формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:19
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...
Мини-коллекция феечек.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Коллекционирование в детском саду – это способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует...