Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»

Людмила Галеницкая
Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»

Консультация

«О возможностях

народной педагогике

в экологическом

воспитании» .

Галеницкой Л. В.

Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на

планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие (прогресс) и такое же интенсивное использование природных ресурсов (леса, чис-

тая вода, кислород и так далее) способствуют заг-

рязнению окружающей среды, разрушению биос-

феры, созданию условий, малосовместимых с

жизнью человека.

Экологическое воспитание и образование всего

населения (от маленьких детей до взрослых, про-

ходящих повышение квалификации, – это необхо-

димость нашего времени: детям и взрослым надо

раскрывать суть биосферных процессов, показы-

вать связь человека с природой, его зависимость

от неё, раскрывать законы природы, её гармонию

и красоту, возможность её самоорганизации и са-

мовостановления лишь при ограниченном вмеша-

тельстве человека, развивать трепетное отношение

к уникальности и многообразию форм жизни на

Земле.

При целенаправленном и систематичном воспита-

нии детей в детском саду или в семье у них

можно сформировать начало экологической куль-

туры, суть которых заключается в правильном от-

ношении к природе ближайшего окружения, т. е.

природе, входящей в пространство их строится на

элюзиональное – чувственном восприятии явлений

природы, усвоении или элементарных экологичес-

ких знаний и непосредственном практическом

взаимодействии с растениями и животными.

Народная педагогика отражает мысли, чаяния и устремление народа, образ его жизни и самосоз-

нание. В её основе лежит стихийная самооргани-

зация взрослых, взаимодействующих с детьми, их

взаимный интерес и привязанность как результат

коллективного творческого вклада многих покале-

ний в культуре.

В народной педагогике отчётливо просматривает-

ся идея гармоничной взаимосвязи человека с при-

родой, которая возникла из гармонии самой при-

роды и понимания необходимости приспосабли-

ваться к ней и преобразовывать её .

Русские психологи и историки такие, как В. О.

Ключевский, Г. В. Лунина отмечают: непроходимые

леса, топи, болота представляли собой большую

опасность и трудность, с точки зрения их освое-

ния и требовали борьбы и терпения в преодоле-

нии многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер, его национальн-

ные черты – терпение и милосердие, сохранение

величия духа в несчастьях, самообладание.

К эффективным средствам экологического воспи-

тания следует отнести устное народное творчест-

во, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда,

игр и досуга.

Например, пословицы – это «цвет народного ума»,

«это не старина, не прошлое, а живой голос на-

рода. Народ сохраняет в своей памяти только то,

что ему необходимо сегодня и потребуется завт-

ра». (В. И. Даль). В пословице заключена народ-

ная оценка жизни, отражены наблюдения народ-

ного ума. Во многих пословицах отражены тон-

кие наблюдения над природой, понимание того,

что природа – это сила, с которой надо считаться.

В народной педагогике существовали специаль-

ные приёмы воспитания в детях оптимизма и

жизнерадостности – таких качеств личности, кото-

рые помогают выжить в трудных условиях, не

терять веры в себе, верить в лучшее, стремиться

к нему. Хоровод – одно из народных празднич-

ных действ, которое целиком связано с приро-

дой, так как проходило действо всегда на приро-

де.

Народная педагогика – это совокупность семейно-

общественных традиций, содержанием которых яв-

ляется культ дитяти, добра молодца, красной де-

вицы, культ труда и праздника, культ терпения и

сочувствия. Значимой чертой русской народной

педагогике является оптимизм и жизнерадостность,

которые побуждают к воспитанию в детях качеств,

помогающих человеку выжить в трудных услови-

ях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно

это имеет принципиальное значение для экологи-

ческого воспитания.

Сложившаяся в настоящее время система эколо-

гического воспитания охватывает все стороны пе-

дагогического процесса – содержание, методы, тех-

нологии, управления. Взаимосвязь и стабильность

всех компонентов системы – оптимальное условие

формирования у детей начал экологической куль-

туры. Технология работы с детьми 2 - 4 лет насы- щена потешками, колыбельными песнями, пестуш-

ками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями,

содержание которых отвечает задачам экологичес-

кого воспитания. Органично включённые в режим-

ные моменты (питание, сон, прогулки, гигиеничес-

кие процедуры), эти фольклорные формы вызыва-

ют эмоциональный отклик у детей, создают ра-

достное настроение. В экологическом воспитании

сказка относительно новое явление Она по сути

своей противоположна природной действительнос-

ти, в ней «невозможное возможно», в ней проис-

ходят нереальные событие, чудесные превращения.

Сказки повествуют о множестве незримых нитей,

которыми связаны населяющие природу живые су-

щества. Страшные несчастья и горькие беды обру-

шиваются на Землю, когда человек нарушает ве-

ликие законы природы, не задумываясь о послед-

ствиях своих незримых поступков. Экологическое

содержание сказок всегда реально, а фантастичес-

кие события и образы делают эту реальность ув-

лекательной, понятной и запоминающейся.

Мы должны любить свой дом и беречь природу,

которая удивляет и восхищает своими непревзой-

дёнными творениями и щедро дарит нам всё не-

обходимое для полнокровной жизни.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2009 г.

2. Программа воспитания и обучение в детском

саду.

М. А. Васильева

В. В. Гербова

Т. С. Комарова.

Публикации по теме:

«Ни минуты без музыки». План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми План работы музыкального руководителя с воспитателями по оздоровительной работе с детьми. Цель: расширение знаний педагогов о возможностях.

Презентация «Вода, вода — кругом вода». Развитие познавательного интереса к миру природы,формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:19
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...
Всемирный день снеговика.
Всемирный день снеговика Из сказок дети знают, где живет Дедушка Мороз и его любимая внучка Снегурочка. А вот как и откуда появился снеговик, не знают....
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Дети ждут новогоднего чуда Волшебник открывает праздник...
Мастер-класс по изготовлению поделки для выставки на тему: «Зимушка-зима». «Веселые...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и пролетели новогодние праздники, время сказки и волшебства. Но не нужно унывать. Можно, для хорошего настроения,...