Консультация для родителей «Выразительное чтение»

Анна Викторовна Михалева
Консультация для родителей «Выразительное чтение»

«Выразительное чтение».

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Н. Заболоцкий)

Что же такое – «выразительное чтение»? Выразительное чтение – такое же самостоя-тельное искусство, как музыка, живопись, балет…

В процессе работы над стихотворением надо обязательно вызвать у ребёнка сопере-живание и понимание чувств автора. Тогда у него непременно возникнет своё отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным. Прежде чем предложить что-то детям, мы сами должны понять, что в этом стихотворении главное, а что второсте-пенное.

Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логической мелодией, значением знаков препинания, но они очень хорошо всё почувствовать, если воспитатель сам точно представляет, о чём идёт речь, и сможет пра-вильно объяснить. Заставить ребёнка громко и на всякий случай радостно прочитать сти-хотворение-это не так уж сложно. (Почему употребили слово заставить, потому что сразу слышно, что его заставили читать именно так, а он не понимает, почему). А вот помочь ему уловить смысл стихотворения, объяснить. Что и словами, как красками, можно рисовать,- для этого нужно умение и терпение. Например, если строка С. Есенина «Отговорила роща золотая….» сразу рисует в нашем воображении осень, то ребёнку надо объяснить, когда и о чём роща говорила, как радостно шептались листья, видя детей на прогулке, как у каждо-го листочка был кто-то из ребят, за которым он наблюдал. Но вот наступает другое время года, листикам не хватает тепла и солнца, и они, прошелестев слова прощания, облета-ют… Тогда у читающего эти стихи возникает своё, только ему присущее представление о происходящем в данном сюжете, он видит то, о чём рассказывает. И не только видит, у не-го появляется собственное к этому отношение. Так рождается чувство, с которым исполни-тель воспроизводит стихи ли поэта, слова ли той роли, которую играет. А в результате правильно понятой мысли - естественные жесты, мимика…Ребёнок на сцене ведёт себя органично. Подробный разбор стихотворения даёт возможность поговорить о творчестве поэта, развивает воображение, расширяет словарный запас. Конечно, дети разные: кто-то от природы более эмоционален, кто-то-менее. Все ребята могут и хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека. Недаром же сказано, что весь мир-Театр, а люди в нём - актёры.

Как подготовиться к выразительному чтению текста:

1. Внимательно прочитай текст. Постарайся предста-вить то, о чём в нём говорится.

2. Определи тему, основную мысль, основной тон вы-сказывания.

3. Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.

4. Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.

5. Обозначь паузы.

6. Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.

Публикации по теме:

«Россияне — граждане России». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Нравственно – патриотическое воспитание детей Цель: Формировать понятие «гражданин». Воспитывать уважение ко всем национальностям. Ход.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Сад и огород
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Выразительное чтение»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 12:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллективная работа детей «Макет детского сада»
Закончилась тема проекта «Мой город, моя улица» Итоговое мероприятие – макет «Наш детский сад». Так как большинство детей из группы живут рядом с...
Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры»
Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба --на носках, руки в стороны --на пятках, руки на пояс --на внешней стороне стопы - перекатом с...
«Кукляшки-милашки». Куколки из палочек для мороженого и одноразовых стаканчиков....
Любят Оля с Ванечкой Эскимо на палочке. Радость шоколадная- Вся внутри прохладная! Нет, наверно, ни одного человека, кто не любил бы мороженое....
Игольница «Божья коровка» (мастер-класс)
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению игольницы "Божья коровка" в подготовительной группе. Для выполнения...
«Первоцветы Донского края»
«Первоцветы Донского края». Попрощались мы с зимой и встретили весну. Стала она нас удивлять своей непредсказуемой погодой. Ранней весной высокая...