Получи документы

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем»

Елена Дрегало
Консультация для родителей «Играем — речь развиваем»

В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!

Публикация «Консультация для родителей „Играем — речь развиваем“» размещена в разделах

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности овладения речью. На это есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т. д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от сильных постоянных звуковых воздействий (включать на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не народными средствами, а обращаться в медицинские учреждения.

Взрослые должны помочь ребенку овладевать правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему недоступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие звуки и звук Р, читать художественные произведения, предназначенные для детей школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. И поэтому важно чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей с которыми малыш часто общается.

Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или поощрять.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Ряд недостатков устранить легко, и доступно не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книги, рассматривая картинки, родители предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, описать картинку. Дети справляются с такими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-нибудь задание и т. п., взрослый же за это время подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений из художественной литературы и устного народного, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Каждый из нас хочет видеть своего малыша отличником, но не каждый знает, как начать воспитывать будущего отличника.

Вспомнить старые детские игры и забавы как кладовую педагогических приемов, интересных находок, разнообразных возможностей для развития детей. Народная традиция жива, и она постоянно пополняется и обогащается. Народное творчество развивает в детях ум, смекалку, чувство родного языка, общительность, доброту; закладывает в детях то, что делает потом взрослых мудрыми и сильными духом.

Главная роль сказок, потешек, прибауток – в раннем овладении речью. Рифмы и внимание привлекают, и запоминаются легко и быстро. Ритм потешек и колыбельных, их эмоциональная окраска заставляют прислушиваться даже самых маленьких детей. Это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво, размеренно.

Вот некоторые игры, которые можно применять при воспитании у ребенка правильной и связной речи. Рассчитаны на детей с первых дней жизни.

Моем руки:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Важно говорить эти слова выразительно, с любовью, тогда ребенок услышит, поймет и быстро запомнит их.

Едим приговариваем:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки за молоко.

Под стихи каша на ложке в рот незаметно и проскальзывает, а еще, малыш запоминает кто что ест.

Одеваемся на прогулку:

Шапка да шубка,

Вот и весь Сашулька!

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки:

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки.

Вот так хорошо.

На прогулке с прибауткой:

Мы в лес пойдем,

Грибов наберем,

Папу громко позовем:

– Ау, ау, ау!

Папа откликается,

Эхо отзывается,

– Ау, ау, ау!

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капусте подрасти!

Вот и обычная прогулка стала полезной экскурсией.

Пришли помыли руки, пообедали, ложимся спать:

Котя, котенька коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котя,помогать,

Нашу деточку качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью.

Сапоги закажу.

Приди, котя, помогать,

Нашу деточку качать.

И вот малыш затих, вокруг стало тепло и уютно.

Бывают колыбельные сказки (они не поются, а рассказываются):

Баю–баюшки–баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Наших деток не буди.

Проснулись – одеваемся, причесываемся:

Ты расти, расти, коса

До шелкова пояса:

Как вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Если малыш капризничает:

Ты, Сашулька, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

Маленькие дети очень быстро отвлекаются и забывают то, что делали, вот это их свойство и используется в потешке.

Игры в помещении: игра «Кошки-мышки» (догонялки, игра «Сорока» (массаж).

Пальчики малыша необходимо тренировать – об этом скажет вам каждый специалист: логопед, детский врач. Упражнения данного направления рекомендуется делать именно для того, чтобы развить мышление ребенка и заложить фундамент правильной речи, так как, речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Игра «На лошадке». Посадив ребенка на колени, взрослый легко подбрасывает его, приговаривая:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке на одной ножке.

В старом лопоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму

Бух!

Раздавил сорок мух!

Тут взрослый раздвигает колени, чтобы малыш слегка провалился между ними. Сначала осторожно чтобы не испугать ребенка. Потом можно и более резко – малыш будет в восторге.

А еще важно помнить, что и мальчиков и девочек надо «тетешкать», то есть тормошить, похлопывать, поглаживать, от этого ребенок будет добрее и счастливее!

Публикации по теме:

Консультация для родителей Консультация для родителей средней группы:«Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» Успешное воспитание слабовидящего ребёнка в.

Консультация для родителей Консультация для родителей Ранний возраст- уникальный период в развитии ребенка. План консультации: 1. Развитие ребенка раннего возраста.

Консультация для родителей «Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми» Тема:"Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми". Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством.

Консультация для родителей «Обязанности и ответственность родителей в сфере образования» Обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих.

Консультация для родителей «Дисциплина: «можно» и «нельзя» Консультация для родителей. Дисциплина: «можно» и «нельзя». Подготовила Маник Олеся Анатольевна воспитатель «Детского сада №17» г. Краснодар.

Консультация для родителей «Некоторые вопросы о ребенке дошкольного возраста, которые волнуют родителей» Два языка. Отец решивший обучать свою дочь английскому языку уже с годовалого возраста, спрашивает: «Не повредит ли девочке, если родители.

Консультация для родителей по ПДД УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВМЕСТЕ С НАМИ. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашей страны быстро возрастают,.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем. Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и воспитателей.

Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.

Ошибки и секреты деловых родителей. Консультация для родителей Уважаемые родители! Много и плодотворно работая, Вы рискуете угодить в типичные психологические ловушки. Разрешите дать Вам три совета –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Играем — речь развиваем»
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 13:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД