Причины нарушения прикуса у детей. Консультация для родителей

Наталья Андронова
Причины нарушения прикуса у детей. Консультация для родителей

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА У ДЕТЕЙ

В специальной педагогической литературе термин «анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата» объединяет органические нарушения костного и мышечного строения подвижных и неподвижных органов звукопроизводящего отдела периферического аппарата речи: верхней и нижней челюстей с расположенными на них зубами и альвеолярными отростками, твердого и мягкого неба, языка и губ (органов, образующих ротовую полость, или так называемый ротовой резонатор, а также носовой полости и носоглотки.

Данные анатомические аномалии могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функцию жевания и глотания (следовательно, в некоторой степени и функцию пищеварения, а также в ряде случаев – дыхательную функцию. В то же время при нарушениях функции некоторых подвижных органов артикуляции (языка, губ, обусловленных, например, недостаточной иннервацией периферического аппарата речи, могут наблюдаться привычные патологические позы этих артикуляционных органов: прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается достаточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нормального формирования зубных рядов, и т. д. Эти патологические позы могут отрицательно влиять на развивающуюся зубочелюстную систему ребенка.

Доля наследственных аномалий зубочелюстной системы невелика – 14 % от общего числа. Значительно чаще отмечаются дефекты зубов и челюстей, обусловленные нарушением обмена веществ формирующегося организма ребенка под действием неблагоприятных факторов внешней среды в пренатальный и постнатальный период. В патологический процесс вовлекаются железы внутренней секреции, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен. Наиболее тяжелые нарушения наблюдаются при рахите. Это может быть спровоцировано различными факторами: токсикозом матери во время беременности, эндокринными расстройствами, болезнями сердечно-сосудистой системы, дисфункциями коры надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез, передней доли гипофиза, гипоплазией кожных потовых желез, инфекционными заболеваниями матери и ребенка, алкоголизмом и курением родителей, сильными стрессами и профессиональными экологическими нарушениями (работа с лаками, красками, химическими реактивами) матери в период беременности и т. д. Такие же патологические факторы могут обуславливать проявление речевых рас-стройств.

Пороки развития зубочелюстной системы и ротовой полости, при которых затрудняется откусывание, пережевывание, глотание пищи, могут ухудшить пищеварительную функцию, что приводит к ослаблению формирующегося организма ребенка и затрудняет его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Появление деформаций строения органов артикуляции и речевых расстройств может быть обусловлено патологией в родах. В некоторых случаях при неправильном проведении родовспомогательных мероприятий, применении специальных приспособлений (щипцов, вакуума и т. п., приводящих к родовой травме, могут наблюдаться повре-ждения как нервной системы, так и костно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области младенца.

Так же одной из причин развития деформаций зубочелюстной системы является искусственное вскармливание, при котором нарушается процесс сосания, обеспечивающий на ранних этапах жизни малыша нормальное формирование костно-мышечной системы челюстно-лицевой области и ее двигательных функций.

Часто патологии развития зубоче-люстной системы могут возникать вслед-ствие нарушений носового дыхания, обу-словленных заболеваниями органов дыхания и проявляющихся в недостаточной или полной непроходимости носовых ходов. Носовое дыхание нарушается вследствие аденоидных разрастаний, увеличения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов и т. д., в связи с чем ребенок вынужден дышать ртом.

При нормальном носовом дыхании во время вдоха в полости рта образуется отрицательное давление, а в момент выдоха – равномерное положительное. В результате такого уравновешенного давления развивается нормальная форма челюсти. При ротовом дыхании эти условия нарушаются, и верхняя челюсть формируется при постоянном сдав-ливании, что приводит к образованию раз-личных патологий ее строения.

Необходимо так же учитывать, что нарушения функции носового резонатора, наблюдающиеся при этом, отрицательно сказываются на речевой деятельности, в частности, обуславливают расстройства тембра голоса и затрудняют дифференциацию носовых и ротовых звуков в речи.

Кроме того, значительная роль в появлении зубочелюстных аномалий отводится вредным привычкам, отмечающимся у детей и подростков. Выделяется три группы вредных привычек: 1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка надавливать языком на зубы, нарушение функции жевания, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти и языка. Вредные привычки часто сочетаются с невротическими состояниями, нарушениями сна, слабовыраженными фобиями, вегетативными расстройствами, астеническими состояниями, инфантилизмом.

Отмечается, что привычное непра-вильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак) способствует несимметричному развитию челюстей, чаще одностороннему сужению зубных дуг, смещению нижней челюсти. Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при этом ее мышцы заходятся в патологически натянутом состоянии и препятствуют росту нижней челюсти; при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед, мягкие ткани шеи расслабляются и нижняя челюсть смещается вперед).

К развитию аномалий прикуса пред-располагает также неправильная посадка за столом, партой, привычка поддерживать голову ладонями или опираться одновременно на локоть и подбородном на руку.

Кроме того, причиной, обуславливающей как нарушение осанки, так и патологии зубочелюстной системы, могут быть мышечные дистонии, приводящие к недостаточности функции мышц тела и челюстно-лицевой области. У детей со сколиозом аномалии зу-бочелюстной системы встречаются в 74 % случаев.

Еще одной причиной, которая может спровоцировать как патологии зубочелюстной системы, так и речевые расстройства (при органическом поражении нервной системы, являются ушибы и травмы головы (в частности, челюстно-лицевой области). Ушибы и травмы головы в любом возрасте могут привести к потере зубов, травмированию их зачатков, нарушению целостности костно-мышечного аппарата лицевой обла-сти, а также в достаточно тяжелых случаях (при черепно-мозговых травмах) к пораже-нию отдельных участков головного мозга, что может вызвать серьезные нервные, психические, двигательные и речевые расстройства.

Таковы основные, но далеко не все этиологические факторы, предрасполагающие к появлению нетяжелых, но достаточно выраженных деформаций зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки и в ряде случаев – к речевым расстройствам, в частности, к дефектам фонетического оформления речи.

Публикации по теме:

Артикляционная гимнастика для языкаАртикляционная гимнастика для языка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ДЛЯ ЯЗЫКА. 1. Выдвижение языка вперед - назад. 2. Высовывание языка лопаткой. 3. Высовывание языка жалом. 4. Высовывание.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Причины нарушения прикуса у детей. Консультация для родителей
Опубликовано: 28 марта 2013 в 10:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...