Консультация для родителей. Логопедические игры и упражнения

Светлана Плут
Консультация для родителей. Логопедические игры и упражнения

Консультация для родителей

Подготовила:

Учитель – логопед 1 квалификационной категории

Плут Светлана Николаевна

Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.

Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности учителей – логопедов. Но всё же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.

Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков именно у вашего малыша.

Как работать со скороговорками?

1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.

2. Если рядом со скороговоркой есть вопросы, помогите ребёнку ответить на них.

3. Попросите его объяснить сложные слова (они отмечены звездочкой) или объясните их значение сами.

4. Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

5. Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

6. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

7. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекрывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

8. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

9. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец. Например:

У бабы – бобы, у деда – дубы.

У деда – дубы, у бабы – бобы.

Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.

Желаем успеха!

Консультация для родителей

Подготовила:

Учитель – логопед 1 квалификационной категории

Плут Светлана Николаевна

Упражнения с массажными мячиками

В развитии речи человека значительную роль играет двигательный анализатор (В. П. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. Н. Соколов, А. А. Ухтомский и др.). В зависимости от уровня развития основных характеристик движения мелков моторики (точности, координированности, переключаемости, быстроты) можно судить и о наличии у ребёнка тех или иных речевых нарушений. Так, исследованиями Е. Ф. Архиповой, Л. И. Беляковой, Н. С. Жуковой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Т. В. Филичёвой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной было выявлено, что у детей с нарушениями речи нередко отмечается недоразвитие тонких движений пальцев рук, выражающееся в моторной неловкости, плохой координированности, замедленности либо, наоборот, импульсивности движений. Такие дети позднее сверстников овладевают такими видами деятельности, как изобразительная (умение пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, пластилином, ножницами, трудовая (самостоятельно одеться, раздеться, завязать и развязать шнурки, застегнуться, взять ложку, вилку, чашку, насыпать корм животному, полить цветок, помыть игрушки, физическая (прыгать, бегать, лазать и ползать, плавать, ездить на велосипеде, умственная (сенсорное развитие, овладение мыслительными операциями, становление речи, проявление детской креативности).

Использование массажных мячиков на логопедических занятиях дает возможность быстрее развивать речь у детей дошкольного возраста, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечное напряжение, нормализует мышечный тонус и работу нервной системы.

При выполнении упражнений с массажными мячиками важно соблюдать ряд требований:

сочетание упражнения по развитию мелкой моторики с упражнениями, направленными на коррекцию просодической, фонетико – фонематической, лексико – грамматической, связной сторон речи;

устанавливать продолжительность выполнения упражнений в зависимости от возраста и речевого нарушения ребенка, поставленных целей, этапа занятия;

чередовать медленный и быстрый темп выполнения движений;

использовать упражнения с массажными мячиками на разных по форме логопедических занятиях (групповых, подгрупповых, индивидуальных);

соблюдать на занятиях принцип «от простого к сложному» (сначала ребенок учится работать ведущей рукой, затем не ведущей и, наконец, обеими руками одновременно);

перед выполнением упражнения показывать движения, сопровождая их словесной инструкцией;

каждое упражнение давать в игровой форме (например, помочь Мишутке замесить тесто, собрать грибы, постирать одежду).

Комплекс упражнений с массажными мячиками

Катать мячик между ладошками сначала в медленном, затем в быстром темпе.

На счет до пяти сжимать мячик сначала в правой ладошке, затем в левой и, наконец, двумя ладошками.

Катать левой рукой по ладошке мячик вперед – назад сначала в медленном темпе, затем в быстром. Аналогично выполнять правой рукой.

Левую ладошку раскрыть и повернуть в сторону. По пять раз ударять мячиком по пальцам, начиная с большого, затем столько же раз по центру ладошки. То же самое выполнять правой рукой.

Мячик поочередно прикатить к пальцам левой руки под счет до пяти, начиная с большого. Дойдя до мизинца, вернуться к большому пальцу. То же самое выполнять с пальцами правой руки.

Осуществлять круговые движения мячиками по левой ладошке сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки под счет до пяти. Аналогичную работу проводить с правой рукой.

Тыльную сторону кисти руки положить на стол. Пальцы расставить в разные стороны. Мячик катать вперед – назад по каждому пальцу, начиная с большого. Дойдя до мизинца, аналогичными движениями вернуться к большому. Работает сначала левая, затем правая ладошка.

Мячик положить на стол и удерживать правой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилием нажимать на мячик. Упражнение повторить с пальцами правой руки.

Массажный мячик катать по столу вперед – назад под счет до пяти, затем пять раз ритмично нажимать ладошкой на мячик.

Удерживая мячик в правой руке, на счет до пяти выполнять вращательные движения кистью руки сначала против часовой стрелки, потом по часовой стрелке.

Массажный мячик положить на стол. Всеми пальцами правой руки ухватить его, поднять над столом, затем опустить на стол и разжать пальцы рук. Упражнение повторить левой рукой, затем одновременно обеими руками.

Мячик удерживать в левой руке, раскрыв пальцы правой руки. Передать на весу мячик в правую руку и раскрыть пальцы левой руки. Упражнение повторить под счет до десяти сначала в горизонтальном, затем в вертикальном положении.

Поглаживающими движениями двигать мячик от центра ладошки к пальцам, затем от пальцев к центру ладошки сначала правой руки, затем левой.

Левую ладошку с собранными вместе пальцами удерживать на весу. Проводить мячиком вперед – назад по тыльной стороне левой руки, потом правой.

Мячик удерживать в левой руке между большим и указательным пальцами. Под счет до пяти сжимать его между пальцами. В ходе упражнения мячик удерживать и сжимать поочередно всеми пальцами руки.

Мячик положить на стол между двумя руками. Правой рукой поднять его над столом, опустить, положить правую руку рядом с мячиком. Тоже самое выполнить левой рукой. Упражнение выполнять сначала в медленном, затем быстром темпе.

Два мячика положить на стол. Обхватить первый мячик всеми пальцами правой руки, положив левую руку на второй мячик, растопырив пальцы. Поднять правую руку с мячиком над столом, опустить, растопырив пальцы в стороны, придерживая ладошкой первый мячик. Далее обхватить второй мячик всеми пальцами левой руки, поднять над столом, опустить, растопырив пальцы в стороны, придерживая левой ладошкой мячик на столе. Упражнение выполнять в умеренном темпе, поочередно двигая правой и левой рукой.

Два мячика положить на стол. Ухватить левой рукой правый мячик за шипик, а правой рукой левый. Правую руку положить на левую. Переместить левый мячик в правую сторону, правый мячик – в левую. Повторить упражнение десять раз. Аналогичную работу проводить в положении, когда левая рука находится над правой.

Левую и правую руки положить на мячики, попеременно двигая ими вперед – назад. Далее вращать мячиками по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Пальцы рук растопырить.

Каждым пальцем правой руки вращать мячик сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Аналогичное упражнение выполнять пальцами левой руки. Далее вращательные движения осуществлять пальцами обеих рук в разных направлениях.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

План работы с родителями в средней группе Месяц Вид деятельности Реализация Ответственный (Воспитатели) Сентябрь 1. Организационное родительское собрание. Протокол 2. «Психологические.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для родителей. Логопедические игры и упражнения
Опубликовано: 9 мая 2013 в 18:41
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...