Получи документы

Консультация для родителей «А ну-ка угадай! или Учим детей отгадывать загадки»

Любовь Черничкина
Консультация для родителей «А ну-ка угадай! или Учим детей отгадывать загадки»

Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: почему утки плавают, без чего хлеба не испечешь? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Зато это помогало взглянуть на вещи по-другому, натренировать память. Русский народ любил хитрые загадки, мерил ими смекалку. Загадка-это вид устного народного творчества, в ней в сжатой форме даются наиболее характерные признаки предметов и явлений. Они обогащают детский словарь, показывают, что у слов есть переносное значение, развивают память и формируют логическое мышление. Через загадки малыш усваивает звуковой грамматический строй речи.

Публикация «Консультация для родителей „А ну-ка угадай! или Учим детей отгадывать загадки“» размещена в разделах

Загадка-это ступень к метафорическому мышлению. Она предлагает отгадывание на основе имеющейся информации, остальное ребенок должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче. В то же время они абсолютно доступны, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, пары книжек.

Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов.

Они нравятся детям, процент отгадывания здесь намного выше.

«Два брюшка, четыре ушка. Что это»? «Конечно, подушка»- подскажет кроха.

Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее, требуют внимания и сосредоточенности, т. к. рифма сбивает с толку:»Кукарекает спросонок милый, добрый…- поросенок? А правильно:- Петух»

Когда начать?

Приучать к загадкам можно с раннего детства. Первые загадки-загадки про животных и хорошо знакомые предметы. «Пушистая, с когтями, говорит «мяу» (кошка). «Живет в лесу, трусишка., Это кто?»(зайчишка).

Детям старшего возраста подойдут сложные загадки-метафоры:» «Зимой-звезда, весной-вода»(снежинка).

Загадки хороши к определенному случаю. На огороде-огородные:»Сто одежек и все без застежек», дома-хозяйственные: «Пыль увижу-заверчу, заверчу и проглочу» и т. д.

Кстати о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки- неинтересно, да и вредно, так, как мы лишаем ребенка чуда познания, теряется

интерес к загадкам вообще. Загадывая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью вопросов, тоже оказываем ему медвежью услугу. Истина где-то посередине.

Учимся мыслить.

Не беда, если ребенок не угадал загадку. Без маминой- папиной помощи процент угадывания у детей 4-5 лет очень невелик, главное в этом случае

не результат, а процесс. Загадки помогают увидеть предмет или явление

по-новому. У детей развивается лингвистическое мышление.

«Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом»(Стереотипный ответ-ночью, правильный- когда дверь открыта.)

Такие загадки не только экзамен на знания, но и толчок к развитию нестандартного мышления.

Мама, что я загадал.

Следующий шаг- создание собственных загадок.

Д. Родари, опытный «загадывальщик» выделил 4 этапа создания загадки:

отстранение- ассоциация- метафора- форма.

Например: спросили у малыша, на что похож снег(1 этап).На вату, на хрустящие хлопья(2этап). Что делает снег? Падает, ложится ровным слоем.

На земле на что похож? На одеяло, на горки(3 этап) Как изменяется? Когда тает-течет(4 этап) Вот и выйдет что-то подобное:»Мягкое, белое одеяло лежало, лежало, да в речку убежало»

Психолог Раиль Кашапов считает, что придумывая загадки, важно соблюдать

ряд условий:1»Зашифровать» в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, «маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр»-исчерпывающая информация о мышке.

2 Количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем подсказок меньше.

3 Сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку.

Оперируйте такими свойствами, как цвет, форма, размер.

Отличный прием- аналогия или сравнение. Замок сторожит дом, этим он похож на собаку, а значит:»Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Огадывая загадки, ребенок как-бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства окружающих предметов? Загадывая сам, он учится «оперировать» этими знаниями, использует их в деле.

Публикации по теме:

Анкета для родителей младших дошкольников по речевой активности детей (подготовка к педсовету) Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы. Эта анкета поможет нам лучше разобраться в вопросе развития речи наших детей.

Простые советы родителям при совместной работе в технике оригами Детям на первых порах трудно обходится без помощи взрослых. Научить, подсказать – задача старших. Поэтому лучше приниматься за дело всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «А ну-ка угадай! или Учим детей отгадывать загадки»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 16:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД