Консультация для родителей «Что такое готовность ребенка к школе?»

Снежана Емельянова
Консультация для родителей «Что такое готовность ребенка к школе?»

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через четыре месяца ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе? На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье.

Существует несколько подходов к пониманию психологической готовности детей к школе: медицинский, педагогический и психологический.

Медицинская готовность ребенка к школе.

В начале школьного обучения цена его успешности для здоровья ребенка зависит от степени сформированности у него школьно необходимых функций (центральных нервных процессов, речи, двигательной координации). Установлено, что дети, не достигшие школьной зрелости либо совсем не справляются с требованиями школьной программы, либо достигают успешности ценой снижения уровня здоровья.

Медицинские критерии не готовности детей к школьному обучению:

Уровень биологического развития (рост ниже 1 метра, прибавка в росте менее 4см., полное отсутствие постоянных зубов, возраст менее 6лет 6месяцев на начало обучения, отставание в развитии школьно необходимых функций – речь, моторика)

Состояние здоровья (логоневроз, гипертрофия миндалин, патологическая осанка, сосудистые дистонии, хронические заболевания любой формы)

Заболеваемость за предыдущий год (ребенок болел чаще 4х раз, продолжительность болезни до 25 дней)

Педагогическая готовность

Это сформированность у ребенка умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Подход опирается на идею о том, что дети 5-6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физически и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса (математика, грамота, что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению

Психологическая готовность.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе складывается из следующих компонентов:

Личностная

Интеллектуальная

Эмоционально-волевая

Личностная готовность включает в себя:

Мотивационную готовность т. е. Ребенок уже обладает учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения и мотивов достижения. К познавательным мотивам относятся познавательные интересы и потребность в интеллектуальной активности, овладению новыми навыками, знаниями. К социальным мотивам – потребности ребенка в общении с другими людьми, их одобрении, оценке, вступлению в мир взрослых. Т. е. У ребенка сформирована «внутренняя позиция школьника».

• Сформированность самооценки и Я-концепции т. е. осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;

• Коммуникативную готовность т. е. готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности. Ребенок способен слышать, понимать и выполнять инструкции учителя. Умеет сознательно подчинять свои действия правилам.

• Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного, интеллектуальных (радость познания, нравственных.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает соответствующее познавательное и речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Познавательную готовность ребенка можно оценить через освоение им программы дошкольного образования. Наш детский сад работает по программе А. Н. Веракса «От рождения до школы». На этапе завершения обучения по программе ребенок должен знать и уметь:

В области познавательного развития:

Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию

Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)

Ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут.

Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники зимы, весны.

Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.

Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)

Сравнивает пары слов выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик: цветы, растения, имеют лепестки и ствол, различаются цветом, формой лепестка и листьев)

Понимает сложные речевые конструкции (Саша пошел гулять после того как пообедал. Что Саша сделал раньше – пошел гулять или пообедал?

Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша)

Может подбирать слова на определенный звук и определенное количество слогов

Умеет складывать и вычитать в пределах 10.

Умеет решать косвенные задачи (На ветке сидели птицы, к ним прилетело еще 2 птицы и всего стало 5. Сколько птиц было на ветке сначала)

В области речевого развития:

У ребенка сформированы лексическая, фонематическая, грамматическая, синтаксической и семантическая стороны речи

Развита обобщающая, планирующая и регулирующая функции речи

Ребенок может пересказать содержание просмотренного мультфильма, сказки, прочитанной книжки. Может рассказать о прошедшем дне в детском саду.

Составить рассказ по картинке или серии картинок

Рассказать знакомую сказку, придумать конец рассказа начатого взрослым

В области физического развития:

Прыгает через скакалку

Попадает мячом в двигающийся объект

Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.

Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.

Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.

Может продолжить орнамент.

В области социально-коммуникативного развития:

Соблюдает правила

Легко включается в игру, берет на себя роль и удерживает ее на протяжении всей игры.

Играет в настольные игры, в т. ч. шашки, домино

Может договориться с партнером о совместных действиях

Отвечает на вопросы

Выполняет инструкции

Эмоционально- волевая готовность

Волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Произвольность поведения проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. Этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляем мы - взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе. Помня, что ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, поиграйте с ребенком в школу. Пусть он возьмет на себя роль ученика, а вы - учителя. Затем поменяйтесь ролями. Не забывайте устраивать веселые перемены. Открыто отвечайте на интересующие ребенка вопросы, помогите усвоить некоторые школьные правила. Поиграйте в игру: «что ты сделаешь если.». Эта подготовка поможет сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Другими словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

Литература:

Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте.» Спб. :Питер., 2008

Гордиец А. В., Груздева О. В. «Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы и пути решения». Монография. Красноярск 2011г.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. СПб. : Питер, 2004.

Публикации по теме:

«Готовность детей к школе. Что это такое?» Консультация для родителей. «Готовность детей к школе. Что это такое?» Выступление на родительской встрече в подготовительной группе Ляленкова В. В. - старший воспитатель.

Консультация для родителей «Что такое синдром недолюбленного ребенка?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Беседа с родителя на тему: «Что такое синдром.

Консультация «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению 1. Ребенок должен владеть правильным, четким.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое готовность ребенка к школе?»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 13:33
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина «Футбольное обозрение» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Получение воспитанниками интересной информации о футболе и о футбольных терминах. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к спорту и...
Театрализованное представление в младшей разновозрастной группе «Теремок»
«Лесной теремок» Звучит сказочная музыка. На сцене расположены декорации лесной полянки. В центре стоит избушка-теремок ( плоскостной домик. Стихи 1. Что...
Сценарий праздника в младшей разновозрастной группе «В гости к нам пришла Матрешка»,...
Дети под музыку входят в зал. Ведущий: Солнце льёт свой свет прекрасный, Птицам песни петь не лень, Тает снег и небо ясно, Вот и праздник – Мамин день!...
Сценарий летнего спортивного праздника «Мой весёлый, звонкий мяч» для детей старшего...
Ведущий: Добрый день! Уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем спортивном празднике. Наши дети выросли, стали не только сильными, смелыми, но и дружными,...
Фотоотчет «Велопробег»
В с. Черноусово, на протяжении трех лет, проводится велопробег посвященный «Дню памяти, который проходит 22 июня. В этом году погода сделала сюрприз,...