Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет»

Екатерина Карасева
Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет»

Консультация для родителей "Что такое- эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3-4 лет"

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики. Ребенок развивается как субъект общения.

Следует отметить, что если проблеме интеллектуального развития детей посвящено достаточно большое количество исследований, то вопросам, связанным с развитием эмоциональной сферы ребенка, уделено гораздо меньше внимания. Эмоциональное развитие детей, как правило, рассматривалось в связи с их коммуникативным развитием или проблемой готовности ребенка к школе. к настоящему времени еще целый ряд важнейших сторон развития эмоциональной сферы детей оказался вне поля внимания.

В частности, это касается развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста Существенную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека. Современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать эмоции других людей.

Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого.

С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.

Выделяют 3 компонента эмпатии:

- Первый компонент эмпатийного процесса- сопереживание - представляет собой переживание ребенка тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Способность воспринимать и переживать эмоциональные состояния зависит от уровня эмоциональной восприимчивости, т. е. умения осознавать и выражать свои чувства, сопереживать другим людям. Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт.

Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и"откладывать" негативные эмо-циональные проявления.

- Второй компонент эмпатийного процесса - сочувствие - представляет собой переживание ребенком собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

- Третий компонент эмпатийного процесса - содействие - представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.

В конце раннего детства ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, развиваются все компоненты эмпатийного процесса, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках. Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. В силу сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается менее стойким.

У детей от четырех до шести лет совершенствуются параметры выделения экспрессивных признаков, дифференцированности и обобщенности экспрессии, а в механизмах развития распознания и понимания эмоций существенную роль играют вербальные функции.

Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к шести годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции.

В этот же период у ребенка развивается способность осознавать правомочность противоречивых эмоций, переживаемых одновременно. В эмоциональной сфере ребенка происходит сдвиг основных причин, вызывающих эмоции из области в неперсональных в область межперсональных отношений, и эмоции начинают обусловливаться не только внешними, но и субъективными факторами.

Публикации по теме:

Работа с родителями. «Художественно-эстетическое развитие»Работа с родителями. «Художественно-эстетическое развитие» Хочу представить вашему вниманию методическую разработку "Художественно-эстетическое развитие". Дошкольный возраст является важным этапом.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя группы №2 (первая младшая группа)Ивановой Натальи.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое-эмпатия? Развитие эмпатии у детей 3–4 лет»
Опубликовано: 1 августа 2013 в 19:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...
Знакомство детей с народным творчеством (фотоотчет)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова Татьяна...
Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле»
Заканчивается апрель - весенний месяц, который мы с нетерпением ждали. Ждали наступления тепла в природе и добрых праздников. Жизнь нашей группы в апреле...
Мастер-класс для дошкольников «Золотая рыбка в нетрадиционной технике...
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование важными палочками можно...
Сценарий выпускного в детском саду
Звучит музыка, затем стихает. Выходят воспитатель и музыкальный руководитель. Вос-ль. Добрый день, дорогие наши родители! Муз. рук. Здравствуйте, уважаемые...