Лучший педагог года

Консультация для родителей «Демонстративные дети»

Ирина Пичугина
Консультация для родителей «Демонстративные дети»

Сегодня мы с вами поговорим о демонстративных детях и о том, как с ними общаться.

Мы остановимся на следующих вопросах:

Что такое демонстративность?

Каково проявление демонстративности?

Какие существуют виды демонстративного поведения?

В чем причины демонстративности?

Как вести себя с демонстративным ребенком?

Что такое демонстративность?

Публикация «Консультация для родителей „Демонстративные дети“» размещена в разделах

В последние годы количество демонстративных детей возрастает, и родители, и воспитатели все чаще задают себе вопрос: «Как вести себя с демонстративным ребенком. Думаю, что этот вопрос волнует и некоторых из вас.

Поэтому первое, что я хочу предложить вам сделать – рассмотреть, что же такое демонстративность и каковы её основные признаки.

Итак, демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим.

Каковы проявление демонстративности?

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как хорошее поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: дерутся, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: "Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок". Вообще в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: они часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: "Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось" В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Он пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы гораздо лучше. Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать. Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Какие существуют виды демонстративного поведения?

Негативное самопредъявление – нарушение ребенком социально приемлемых норм с целью привлечения внимания. Ребенок изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Позитивное самопредъявление – привлечение внимания осуществляется ребенком при помощи подчеркнутого соблюдения всех правил и хорошего поведения. Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает говорить "спасибо" и "пожалуйста", вежливо здороваться и прощаться. Изображая "идеального ребенка" - "пай-мальчика" или "пай-девочку", - он добивается практически того же, чего добивается ребенок с негативным самопредъявлением, изображая "ужасного хулигана". Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны: похвалы, восхищение и умиление взрослых.

В чем причины демонстративности?

Есть две причины демонстративного поведения – недостаток внимания или его переизбыток.

Ребенку не хватает внимания, в тех случаях, когда родители общаются с ним мало или формально, ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло, а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведёт и его следует отругать наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми, ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму – демонстративную выходку за которой незамедлительно следует наказание. Таким образом, «общение» состоялось.

Переизбыток внимания бывает в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. В этом случае кривляние само чернение ребенка «Я плохой» является способом выйти из-под власти взрослых не подчиняться их нормам и не дать им возможным осудить поскольку осуждение – самоосуждение – уже состоялось. Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях с авторитарными родителями, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Как вести себя с демонстративным ребенком?

При негативном самопредъявлении основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.

Чтобы удовлетворить постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением, вам необходимо будет найти занятие. Где он сможет свою демонстративность реализовать. Особо могут подойти театральные занятия.

Действуя таким образом, взрослый постепенно приучает ребенка к другому виду внимания.

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней форме активное воображение ребенка. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.

Если у него нет художественных способностей, то можно порекомендовать занятия абстрактной живописью. «Шедевры» обязательно следует повесить для украшения квартиры. Они и правда красивы, а главное нет особых критериев для строгой оценки, и тем более – осуждения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для родителей «Дети и улица» Безопасность жизни детей во многом зависит от нас взрослых, в частности, от родителей. Ребёнка нужно крепко держать за руку во время ходьбы.

Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?»Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?» Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна. Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные.

Консультация для родителей «Интернет и дети»Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Демонстративные дети»
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 14:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД