Папки-передвижки

Консультация для родителей «Детская ложь. Откуда она берется»

Марина Сергеевна Кузнецова
Консультация для родителей «Детская ложь. Откуда она берется»

Консультация для родителей " Детская ложь. Откуда она берется"

Ложь тесно связана с вымыслом. А фантазия - это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений.

Публикация «Консультация для родителей „Детская ложь, Откуда она берется“» размещена в разделах

Итак, фантазия увлекательна, и на ее развитие нужно обращать внимание, только нужно отличать ее от лжи. Условно развитие фантазии можно разделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет подготовка только к активному развитию воображения. В это время важно тренировать воображение ребенка параллельно с изучением свойств различных предметов. Вы можете читать своему ребенку сказки, стихи, короткие рассказы. Поиграйте с ребенком и используйте больше альтернативных предметов, например, расставьте стулья, сядьте и скажите ему, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой чая. Также поиграйте с альтернативными изображениями, например, изобразите мяуканье кошки, лай собаки. Начиная с 2,5-3-летнего возраста, ребенок становится настоящим мечтателем. Теперь здесь можно найти разнообразные игрушки и игры. Дети в этом возрасте играют в ролевые игры. Классика для девочек - "дочки-матери", для мальчиков - "война". Дети могут поиграть в "маму и папу", представить себя героями сказок и фильмов, представителями разных профессий: врачами, учителями, полицейскими. Во время таких игр психически здоровый ребенок отличает реальность от вымысла. Но иногда в этом возрасте в детских фантазиях могут проявляться страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому боится спать один. Появление таких страхов естественно, ведь они связаны с важнейшим человеческим инстинктом – самосохранением. Есть много способов помочь ребенку справиться со страхами. Например, нарисовать фантастических монстров и превратить их в добродушных героев. Еще одна раздражающая фантазия - подражание героям современных детских мультфильмов. Например, кроха воображает, что он "милый" человек-паук, который, кстати, ведет себя агрессивно и уничтожает плохих парней. Решение проблемы заключается в том, чтобы смотреть правильные мультфильмы, читать сказки, в которых четко разделены понятия добра и зла, и учить ребенка копировать добрых персонажей.

Ребенок может научиться врать после 3,5-4 лет. Ложь легко отличить от вымысла. Фантазия не причиняет вреда и не направлена на получение какой-либо пользы. Если ваш ребенок рассказывает увлекательную историю о своих приключениях в стране гномов или удивляет описанием нового друга-тролля, живущего во дворе под деревом, не спешите заставать юного Мюнхгаузена лежачим! Любая фантазия ребенка, если он не преследует корыстных целей, - это не ложь, а проявление эмоций. Более того, проанализировав "Удивительные приключения вашего ребенка", вы сможете узнать, чего ему на самом деле не хватает. В конце концов, невинные выдумки - это закодированная просьба, прозрачный намек, с помощью которого родители могут воплотить мечту в реальность. Идеальной реакцией на такую фантазию является понимание и участие, а не упреки и осуждение. Когда вы услышите от ребенка: "Сегодня я купался в море", просто скажите: "Я знаю, что ты очень хочешь поехать на юг, и мы обязательно туда поедем". Стоит ли говорить, нужно ли тебе выполнять это обещание? Как предотвратить проблему: - по возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазий и реальным миром: "Конечно, играть в Бэтмена интересно, но он ненастоящий, он просто герой комиксов, по которым снят фильм". - Попробуйте чтобы избежать ситуаций, когда ребенок вынужден оправдываться. Не спрашивайте: "Почему я так поступил?", лучше спросите: "Что произошло, когда вы поссорились?" - У ребенка должно развиться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он точно знает, что его любят и принимают таким, какой он есть. Очень часто родители сами провоцируют ребенка на первую ложь. Помните: когда вы видите разбитый стакан, вы угрожающе спрашиваете: "Это ты его разбил?" Таким образом, вы ставите ребенка в ситуацию, когда ему нужно лгать и изворачиваться! Лучше сказать: "Я нашел разбитую чашку. Ничего страшного, мы уберем осколки, но впредь будь осторожен и сразу сообщай мне, если что–нибудь разобьется. "Тогда доверие и благодарность ребенка станут тем семенем, из которого вырастут честность и порядочность взрослого человека. Несомненно, родители должны показать свое отношение ко лжи ребенка и постараться искоренить в нем привычку как таковую. Но первый шаг для взрослых - попытаться понять, какая мотивация руководит лживым ребенком.

Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:

- самооборона (ложь из-за боязни наказания);

- копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);

- попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);

- желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);

- самооправдание (он первый меня ударил).

В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш ребенок никогда не превратится в патологического лгунишку.

Если ребенок соврал:

- Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Сохраняйте спокойствие.

- Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!

- Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

- Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.

- Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть?

Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами. Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т. е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.

Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.

Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.

2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня?».

3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т. п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.

Публикации по теме:

Декупаж. Мастер-класс, или «Откуда что берется» (с пошаговыми фотографиями)Декупаж. Мастер-класс, или «Откуда что берется» (с пошаговыми фотографиями) В прошлой своей публикации с мастер-классом по декупажу я обещала рассказать как состарить изделие кракелюром. Сначала я хотела просто.

Конспект беседы «Откуда берется радуга?» с детьми первой младшей группыКонспект беседы «Откуда берется радуга?» с детьми первой младшей группы Беседа с детьми "Откуда берётся радуга?" Воспитатель: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку. Разноцветные ворота На лугу построил кто-то.

Конспект НОД с использованием макета конефермы «Откуда берется кумыс?» в старшей группеКонспект НОД с использованием макета конефермы «Откуда берется кумыс?» в старшей группе Цель: Расширить представления детей о родном крае, культуре и традициях. Продолжать формировать интерес к своему краю. Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Детская ложь. Откуда она берется»
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 12:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД