Майя Павлова
Консультация для родителей «Если ребенок молчит»
Многих родителей тревожит вопрос, когда ребенок должен начать говорить? Оказывается, возраст овладения речью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
Существует понятие о пассивной и активной речи. Давайте же разберемся, что это такое.
Пассивная речь –это все слова, которые ребенок знает, понимает, но не произносит.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок молчит“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Пассивная речь опережает в своем развитии активную, и в 7—8 месяцев жизни малыш может понимать многие слова, узнает названия предметов, которые произносит взрослый, умеет находить предметы глазами. К концу первого года жизни дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями: услышит «ладушки-ладушки» — начинает весело хлопать в ладоши. А скажешь «до свидания» — он машет рукой.
Активная речь-это слова, фразы которыми ребенок постоянно пользуется.
Бывает, вплоть до 2 лет ребенок, понимая речь взрослых, выполняя их просьбы («дай», «сядь», «возьми») при этом не произносит ни одного слова, объясняясь с помощью лепета и жестов. Но речь при этом развивается и переход к активной речи может происходит внезапно, развернутыми предложениям. Запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка.
Поэтому не стоит паниковать, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2—3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и находит по названию различные предметы, значит, его речевое развитие соответствует норме и рано или поздно ребенок заговорит. А вот когда именно - зависит от условий жизни малыша, которые создают и организуют взрослые. Самое главное условие - это общение со взрослыми.
Если родители удовлетворяют все его потребности, угадывая желания по первому взгляду и звуку, у малыша не возникает потребность в общении со взрослым. А если ребенка прекрасно понимают и без слов, то зачем ему говорить? С точки зрения психологии речь - это потребность ребенка выражать свои желания словами.
Как способствовать развитию речи в каждодневном общении с чадом?
Организуйте сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе» : как можно больше говорите с ним, читайте ему, вместе слушайте и пойте детские песенки, демонстрируйте различные движения губами и языком, создавая таким образом необходимые условия для речевого общения.
Помните, что малышу необходим эмоциональный контакт: ласковое прикосновение, положительная оценка его возможностей, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Для этого подходят простые игры: взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку», спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом, используйте игры - потешки: «сорока-ворона» «ладушки -ладушки» и т. д.
В присутствии малыша говорите за разных зверюшек, рассматривайте и обсуждайте яркие картинки детских, красиво оформленных книжек («Покажи цыплёнка!», «А как цыплёнок пищит?», «Как дождик капает?- Кап, кап!»).
Обращаясь к ребенку, говорите четко и ясно. Исключите общение в искаженном - смягчающем стиле.
Внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять его интересы и знать его характер. Ничто так не способствует развитию малыша, как ваша любовь, забота и искреннее желание отдать ему частичку себя.