Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Марина Сочнева
Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Если Ваш ребенок говорит неправильно

В раннем возрасте это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Со временем, конечно, речь может исправиться самостоятельно. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, то он будет делать ошибки в письме и чтении.

Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие С, З, Ц сонорные Р, Л. Существует несколько вариантов неправильного произношения звуков:

• Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит

«Апка» вместо «Шапка» или «кААндаш» вместо «карандаш».

• Заменяет один звук другим. Тогда он произносит «Сапка» вместо

«Шапка» или «Каландаш» вместо «Карандаш».

• Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим,

не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или звук Р произносит гортанно и т. д.

• Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок

произносит правильно, а в других - нет. Например: «огуреЦ», но «Сыпленок», «яйСо» или изолированно может произносить звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Чаще всего причина искажения звуков или их замена в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого попробуйте выполнить с ним следующие простые упражнения, но чтобы ребёнку не было скучно, придумайте сказку, «Жил был язычок…»

1. «Язычок выглянул в окошко». Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. «Язычок посмотрел по сторонам». То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой - упражнение.

З. «Язычок бегает по кругу» То же, но теперь кончик языка совершает круговое движение по верхней, затем по нижней губе сначала в одну, потом в другую сторону.

4. «Язычок испёк блинчик» Научите ребенка удерживать язык широким, ненапряженным. Если не получается расслабить язык, пошлёпайте его губами и произностите «пя-пя-пя» с высунутым языком.

5. «Трубочка» Предложите ребенку сделать язычок блинчиком и свернуть «блинчик» трубочкой. Если сразу не получается, слегка приподнимите боковые края языка указательным и большим пальцами (руки должны быть чистыми).

6. «Язычок катается на лошадке» Пощелкайте языком с ребёнком, кто громче.

7. «Язычок пошел в зоопарк и увидел там»:

- Бегемота (широко раскрыть рот и удерживать в таком положении 3-5 секунд);

- Слона (вытянуть губы хоботом вперёд);

- Лягушек (растянуть губы в широкой улыбке).

Эта сказка может продолжаться так долго, насколько позволит Ваша фантазия. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевого аппарата, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью.

Для развития слухового внимания и контроля можно порекомендовать следующие упражнения:

1. «Угадай, что звучит». Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, барабан и т. д.). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. Потом предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы играли.

2. «Кто это?» Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому вы подражали.

3. «Ушки-послушки» Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, который он хорошо произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: «Рыба, Рак, голова, стол, каРандаш, тигР». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово со звуком Р.

4. «Где спрятался звук?» Научите ребенка определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. «Будь внимательным». Является разновидностью двух предыдущих игр, только вместо слов ребенку предлагается отобрать лишь те картинки, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

6. «Сам назови слова». По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Не заставляйте ребёнка, попробуйте заинтересовать его. Включитесь сами в игру, введите соревновательный момент, и Ваш малыш будет с удовольствием играть.

И самое главное - с 4-5 лет дети сами начинают осознавать свой недостаток и некоторые из них переживают его очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Указывать ребенку на ошибки его речи надо, но делать это тактично, деликатно.

Публикации по теме:

Не унижайте детей НАКАЗЫВАЯ ДЕТЕЙ, НЕ УНИЖАЙТЕ ИХ. Сами дети почти единодушно утверждают, что наказывать их нужно, если это справедливо. Но как сделать наказание.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 05:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...