Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Марина Сочнева
Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Если Ваш ребенок говорит неправильно

В раннем возрасте это обычно не беспокоит родителей - их даже умиляет детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Со временем, конечно, речь может исправиться самостоятельно. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, то он будет делать ошибки в письме и чтении.

Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие С, З, Ц сонорные Р, Л. Существует несколько вариантов неправильного произношения звуков:

• Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит

«Апка» вместо «Шапка» или «кААндаш» вместо «карандаш».

• Заменяет один звук другим. Тогда он произносит «Сапка» вместо

«Шапка» или «Каландаш» вместо «Карандаш».

• Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим,

не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или звук Р произносит гортанно и т. д.

• Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок

произносит правильно, а в других - нет. Например: «огуреЦ», но «Сыпленок», «яйСо» или изолированно может произносить звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Чаще всего причина искажения звуков или их замена в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого попробуйте выполнить с ним следующие простые упражнения, но чтобы ребёнку не было скучно, придумайте сказку, «Жил был язычок…»

1. «Язычок выглянул в окошко». Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. «Язычок посмотрел по сторонам». То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой - упражнение.

З. «Язычок бегает по кругу» То же, но теперь кончик языка совершает круговое движение по верхней, затем по нижней губе сначала в одну, потом в другую сторону.

4. «Язычок испёк блинчик» Научите ребенка удерживать язык широким, ненапряженным. Если не получается расслабить язык, пошлёпайте его губами и произностите «пя-пя-пя» с высунутым языком.

5. «Трубочка» Предложите ребенку сделать язычок блинчиком и свернуть «блинчик» трубочкой. Если сразу не получается, слегка приподнимите боковые края языка указательным и большим пальцами (руки должны быть чистыми).

6. «Язычок катается на лошадке» Пощелкайте языком с ребёнком, кто громче.

7. «Язычок пошел в зоопарк и увидел там»:

- Бегемота (широко раскрыть рот и удерживать в таком положении 3-5 секунд);

- Слона (вытянуть губы хоботом вперёд);

- Лягушек (растянуть губы в широкой улыбке).

Эта сказка может продолжаться так долго, насколько позволит Ваша фантазия. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевого аппарата, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью.

Для развития слухового внимания и контроля можно порекомендовать следующие упражнения:

1. «Угадай, что звучит». Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, барабан и т. д.). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. Потом предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы играли.

2. «Кто это?» Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому вы подражали.

3. «Ушки-послушки» Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, который он хорошо произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: «Рыба, Рак, голова, стол, каРандаш, тигР». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово со звуком Р.

4. «Где спрятался звук?» Научите ребенка определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. «Будь внимательным». Является разновидностью двух предыдущих игр, только вместо слов ребенку предлагается отобрать лишь те картинки, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

6. «Сам назови слова». По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Не заставляйте ребёнка, попробуйте заинтересовать его. Включитесь сами в игру, введите соревновательный момент, и Ваш малыш будет с удовольствием играть.

И самое главное - с 4-5 лет дети сами начинают осознавать свой недостаток и некоторые из них переживают его очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Указывать ребенку на ошибки его речи надо, но делать это тактично, деликатно.

Публикации по теме:

Не унижайте детей НАКАЗЫВАЯ ДЕТЕЙ, НЕ УНИЖАЙТЕ ИХ. Сами дети почти единодушно утверждают, что наказывать их нужно, если это справедливо. Но как сделать наказание.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 05:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приглашение на выпускной. Подсолнушек. Мастер класс.
Как на крыльях время мчится Пролетая день за днем Скоро мы пойдем учиться Скоро в школу мы пойдем! Да, время действительно пролетело незаметно....
Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.
Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего...
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение, умение...
Проект «День Победы» в средней группе.
Тип проекта - краткосрочный ( с 3 по 12 мая) Участники проекта - дети средней группы, воспитатели, родители. Цель проекта: сформировать у детей знания о...
«Степашкины сказки. Коробка с хорошим настроением». Сказка для детей и взрослых
Представляю вашему внимание еще один рассказ-сказку с участием полюбившемся многим боевым йорком Степашкой. Объективно говоря «Степашкины истории» уже...