МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности к школе»

Ольга Крутякова
Консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности к школе»

Консультация для родителей.

В школу с радостью!

формировании мотивационной готовности ребёнка к школе)

Публикация «Консультация для родителей „Формирование мотивационной готовности к школе“» размещена в разделах

Любой родитель, чей ребенок посещает детский сад, рано или поздно задумывается о том, готов ли его ребёнок к школе и что ему нужно сделать, чтобы в первом классе видеть заинтересованные и восхищенные глаза, своего ребенка! Известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей, учиться. Заставить ребенка (да и взрослого) учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Современные мама и папа понимают, что желание учиться новому не приходит само собой, а формируется кропотливым трудом как их самих, так и специалистов дошкольного учреждения. По мнению многих учёных именно к 7 годам формируется психологическая готовность детей к школе. Для того, чтобы грамотно спланировать работу с ребенком по подготовке к школе, необходимо четко понимать к чему вы идете, разбираться в понятиях и терминах:

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется :

• под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

• под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

• от взрослого;

• принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

• в грамоте переоценивает;

• в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

• важна деятельность, в которую включен ребенок;

• оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

Дети, имеющие разный статус, положение в группе – по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

сформированной позиции школьника.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы в большинстве своем связаны с тем, что и как говорят о школе родители, как отзываются о школе воспитатели. Важным является поощрение в поведении ребенка важных в учебе качеств и ярких сравнений с эталоном ("так старательно как ты делают только самые лучшие ученики в школе" и т. д.)

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг.», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы :

«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Ты наверно у нас будешь двоечником» и др.

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности.

Отношение родителей к школе и учебе ребенка формирует и отношение ребёнка к этим явлениям. Слишком отдаленный мотив (типа «хорошая работа, когда вырасту») слабо влияет на поведение ребенка в каждый конкретный момент. Дети 6-7 лет не очень-то умеют регулировать свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний. Работа еще когда будет, а уроки не хочется делать сегодня и гулять хочется сейчас. Ребенок, желающий получать только пятерки и быть самым хорошим, может растерять желание ходить в школу, если ему вдруг поставят четверку или тройку, или соседка по парте получит больше похвал. Так возникнет зависть, боязнь конкуренции, страх ответить — а вдруг неправильно?

Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее — оценки в дневнике или реальный уровень знаний, живой интерес и умение вашего ребенка искать ответы на самые разные вопросы?

Очень часто сам родитель испытывает страх перед школой или предъявляет к ребёнку завышенные требования. Наиболее предпочтительная мотивация ребенка — интерес, стремление узнать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «Хочу в школу».

Как мы взрослые, можем способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе :

• Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

• Посетить вместе со своим ребёнком школу (в рамках «Дня открытых дверей», познакомить малыша с его будущим учителем)

• Использовать загадки на школьную тему.

• Использовать развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Режим дня школьника», и др.

• Рассказывать ребёнку о своих любимых учителях.

• Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.

• Совместный просмотр фильмов, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением.

• Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

• Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре «В школу».

Дорогие родители, ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой — все это создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Желаем вашему ребёнку идти в школу с радостью!

Крутякова О. В., педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №14 «Родничок»

Публикации по теме:

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности к школе»
Опубликовано: 10 января 2014 в 14:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД