Лучший педагог года

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе»

Надежда Корнеева
Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе»

Введение

В настоящее время перед всеми работниками дошкольных образовательных учреждений стоит важнейшая задача обеспечения доступного и качественного дошкольного образования для любого ребёнка дошкольного возраста, проживающего в Российской Федерации.

Актуальность консультации обоснована тем, что современное дошкольное учреждение чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Усугубление экологических проблем нашей планеты и их осмысление человечеством предопределяют функциональный диапазон и задачи ДОУ, в связи с чем меняется отношение к экологическому воспитанию в дошкольном образовании. Активное участие в воспитательном процессе законных представителей ребёнка значительно облегчат и ускорят достижение образовательных задач, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В настоящее время проблему формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе изучают Бондаренко А. К., Запорожец А. В., Новосёлова С. Л., Комарова И. А., Лисина М. И., Николаева С. Н., Потапова Т. В., Рыжова Н. А., Рюкбейль Н. А., Ясвин В. А.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе“» размещена в разделах

Проблема формирования эмоционально-положительного отношения к природе у дошкольников в научно-методической литературе

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практической деятельности.

Николаева С. Н. пишет, что значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями [3].

Анализ психологического исследования Ясвина В. А. показал, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиций этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду, а субъективный – как на ценность, как на одухотворённый личностью «мир природы» [5].

Николаева С. Н. отмечает, что формирование эмоционально-положительного отношения к природе – это прежде всего формирование представления о доброте и любви к окружающему миру, желание сберечь и приумножить красоту природы. Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов: отношение к природе поддаётся формированию; личностное отношение к природе у ребёнка появляется на основе интереса к окружающему, на основе знаний; формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью – игровой, театрализованной, изобразительной, деятельностью наблюдения, экспериментирования, трудовой; первоосновой возникновения у ребёнка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой; отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение; формирование отношения к природе, появление у ребёнка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приёмов, вызывающих у него личностные переживания; отношение к природе может носить различные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, эмоционально-положительное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии её достижения [4].

Большое значение имеют экологические праздники, досуги, игры (ведущая деятельность дошкольного периода); они вызывают положительные эмоции – ребёнку радостно, и он готов воспринимать и усваивать всё, что они несут в себе. С игрой ребёнок быстро включается в любую деятельность, вникает в её содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование Комаровой И. А. убедительно доказывает, что посредством игровых обучающих ситуаций, проведения экологических праздников и досугов даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям- они понимают, что растения живые, хрупкие и с ними надо обращаться осторожно, что растениям требуются определённые условия; легко включаются в уход за ними [2].

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. Запорожец А. В. подчёркивает, что в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности. Наиболее яркий отклик в душе и сознании ребёнка вызывают экологические праздники и досуги. Следовательно, чем ответственнее педагог подходит к вопросам организации и проведения экологических праздников и досугов, тем глубже формируется у ребёнка эмоционально-положительное отношение к природе [1].

Усвоение знаний о природе при помощи экологических праздников, досугов, различных игр, вызывающих эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе, к объектам растительного и животного мира. Во время проведения экологических праздников и досугов именно через игру и праздничное настроение легко формируется позитивное отношение ребёнка к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства. С другой стороны, экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Из выше изложенного следует, что систематическое проведение экологических праздников и досугов, и активное участие в их проведении родителей и законных представителей – одно из важнейших условий формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе.

Экологический праздник – профессионально подготовленное комплексное мероприятие, приуроченное к какому-либо экологическому событию или посвящённое экологической проблеме, включающее в себя различные игры, развлечения, викторины, соревнования, танцевальные, вокальные номера и достигающие определённых эколого-педагогических задач.

Досуг – менее масштабное, чаще проводимое спланированное комплексное мероприятие, включающее в себя игры и развлечения и достигающее определённых педагогических задач.

Заключение

Проблема формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе действительно существует. Формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным её продуктом и показателем. Решение проблемы формирования эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе будет оптимальным при систематическом творческом подходе, последовательной углубленной творческой работе с детьми, при условии систематического проведения экологических праздников и досугов, при организации работы с педагогическим коллективом, направленной на углубленный творческий подход к проведению экологических праздников и досугов.

Именно систематический углубленный творческий подход к проведению экологического праздника позволяет успешно формировать эмоционально-положительное отношение детей дошкольного возраста к природе.

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Инновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательнИнновационные механизмы обеспечения и развития доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательн 27-28 ноября 2012г в Ростове-на-Дону, состоялась МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Инновационные механизмы обеспечения и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе»
Опубликовано: 21 марта 2015 в 13:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД