Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»

Ольга Нагорная
Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»

Когда и как, и нужно ли?

«В школу пойдет, пусть учителя зарплату отрабатывают…» - рассуждают некоторые мамы и папы будущих первоклассников, не умеющих читать. Другие, общаясь на форумах и сайтах с друзьями и знакомыми, наслушавшись о пользе раннего развития, начинают учить малыша читать чуть ли не с пеленок.

Кто из них прав? Ни те, ни другие. Раннее развитие не всегда полезно: ребенок в состоянии познать только доступные в его возрасте навыки и умения. Двух-, трехлетнего малыша, не выговаривающего половины звуков, учить читать бесполезно и небезопасно: перекос в развитии ребенка обеспечен.

Но медлить с обучением чтению и надеяться на учителей и воспитателей тоже неразумно: рискуете получить много проблем в самый первый год нелегкой школьной жизни вашего малыша.

Самый оптимальный возраст для обучения – 4-5 лет, когда дети уже достаточно подготовлены, знают много сказок и детских рассказов, их привлекают яркие красочные книжки, раскраски, буквари. У ребенка в таком возрасте уже есть нетерпеливое желание самому окунуться в увлекательный мир книги, узнать, какие тайны и захватывающие истории скрываются за стройными рядами буковок.

НО первый опыт, как правило, бывает неудачным и может надолго отбить у малыша желание учиться читать.

Глядя, как легко это делает мама или папа, и поняв, как сложно самостоятельно прочесть слово, дети зачастую бояться повторной неудачной попытки и отказываются от занятий. Вот это и есть подводные камни, которые родителям необходимо аккуратно обойти.

Помните: нельзя заставлять и принуждать. Учите читать только во время занятий-игр. Даже если ваше чадо посещает детский сад или подготовительную группу, не забывайте регулярно заниматься с ним дома. В таком случае не придется впоследствии сожалеть, что ваш первоклассник не умеет читать и отказывается идти в школу…

Хочу познакомить вас с несложными обучающими играми, которые будут полезны при обучении ребенка чтению.

«Звуки-буквы». Без знания звука нет буквы. Начните с изучения звуков, и вы убьете двух зайцев.

1. Объясните, что буква – это такой значок, обозначающий каждый звук. Например, звук «у-у-у» обозначается значком – буквой У.

2. Проверьте, все ли звуки выговаривает ваш ребенок.

Не заучивайте буквы, пока ребенок не научится различать звуки в словах. Поиграйте с ним в звуки месяца два-три, не торопясь увидеть первые результаты.

Как гудит пароход? У-у-у-у-у…

Как жужжит пчела? Ж-ж-ж-ж-ж…

Как шипит змея? Ш-ш-ш-ш-ш…

Поиграйте в игры, протягивая первый звук слова: А-А-Арбуз, Ш-Ш-Шар, Д-Д-Дым, М-М-Машина, К-К-Кот…

Покупая прдукты в магазине, обращайте внимание на названия товаров, попросите произносить их медленно, вытягивая звуки: пеЧ-Ченье, мармеЛ-Лад, сИ-Ироп…

Спросите у ребенка: все ли его любимые мишки, куклы, машинки выговаривают звуки? Пусть он учит игрушки выговаривать звуки. Почаще просите напомнить названия того или иного предмета, специально «забывая» или «ошибаясь» и называя неправильное слово.

Когда вы увидите, что ребенок разобрался с понятием «звук», приступайте к буквам, начинайте учить не по алфавиту, а с тех согласных

и гласных, которые ребенок хорошо выговаривает, из которых можно сложить слова: М, А, П, Р, О, К, Т, Н, С… Слова: мама, папа, рот, кот, нос, крот. Закрепляйте буквы в играх, потом переходите к следующим новым буквам.

«Веселые друзья». Каждая буква – член команды, все они надежные и верные друзья, которые должны помогать друг другу. Чтобы составить слово, первая буква ищет следующую, и вдвоем они отправляются на поиски недостающих букв. К побежала за О, но для того, чтобы получился кот, нужно найти еще и Т… Все втроем они уже говорят нам такое пушистое слово.

«Слова-цепочки». В такую игру хорошо играть, сидя в автобусе, троллейбусе или долгой очереди к врачу. Вы называете слово, малыш называет следующее, начинающееся с последней буквы: доМ - МолотоК - КоТ - ТанК -Кукла и т. д. Изменяйте игру, называя слово определенной группы: животные, растения, игрушки…

«Кроссворд». Из нескольких картинок или кубиков с буквами составить слово, затем добавить или убрать несколько букв и составить уже новое слово. Например: игра - тигр - гараж. Можете модифицировать игру: составить новое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего, и т. д. Самое главное условие: нужно хорошо проговаривать, распевать каждое слово, а не произносить по буквам: и-и-и-г-р-р-а-а-а.

«Помоги другу» Любимая игрушка малыша – кукла, машинка, заяц – потерялись в сложном лабиринте. Но ей могут помочь «знаки – указатели» (листы бумаги, на которых написаны крупными буквами слова: налево, направо, стоп, опасно.). Игрушка знает буквы, но, как жаль… не может прочесть слово! Малыш с удовольствием прочтет все знаки и будет долго вспоминать, как геройски помог лучшему другу выбраться из опасного лабиринта.

Используйте в играх не только детские книжки, но и газеты, журналы: попросите ребенка найти в тексте нужное слово, слог, букву, нараспев прочесть несложное коротенькое рекламное объявление. Из газет вырезайте буквы, слова, слоги, составляя из них целые рассказики и не забывая просить ребенка проговаривать слова. С большим увлечением малыши вырезают палочки из цветной бумаги и затем складывают из них буквы – таким способом буквы легче запоминаются. Не забывайте использовать все «подручные» материалы – краски, картинки, пластилин, цветную бумагу, карандаши, игрушки. Постепенно переходите к прописям и тетрадям, пишите буквы и слова.

Такие занятия не только научат малыша читать, но и будут развивать его память, мышление и внимание. Не скупитесь на похвалу, помогайте преодолевать трудности, не придирайтесь к мелочам, не ругайте – ребенку должно быть интересно учиться читать.

Публикации по теме:

БонсаиБонсаи .

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Дикие животные
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 21:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Ёжик»
Задачи: продолжать учить детей технике наклеивания готовых деталей, создавать образ ёжика, развивать интерес к аппликации При создании образа ёжика в...
Консультция для педагогов «13 декабря — день российского медведя»
Любимая игрушка. Одна из многих Игрушечный мишка по популярности стоит чуть не первом месте среди излюбленных игрушек во всём мире. Это, думаю,...
Рецепт приготовления торта на годик внучку
В предыдущей публикации я вас знакомила с рецептом торта для самых – самых маленьких – грудничков. Такой тортик может подойти и для деток, у которых...
Конспект НОД в первой младшей группе «Знакомство с молдавской потешкой «Ой ты,...
Конспект НОД в первой младшей группе Тема: Знакомство с молдавской потешкой «Ой ты заюшка-пострел» Образовательные области: речевое развитие,...
Коллективная работа «Мороз рисует на окне». Фотоотчет
Сегодня я хочу рассказать, как мы выполняли коллективную работу "Мороз рисует на окне". Идею для выполнения работы подсказали ребятишки, рассматривая...