Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»

Ольга Нагорная
Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»

Когда и как, и нужно ли?

«В школу пойдет, пусть учителя зарплату отрабатывают…» - рассуждают некоторые мамы и папы будущих первоклассников, не умеющих читать. Другие, общаясь на форумах и сайтах с друзьями и знакомыми, наслушавшись о пользе раннего развития, начинают учить малыша читать чуть ли не с пеленок.

Кто из них прав? Ни те, ни другие. Раннее развитие не всегда полезно: ребенок в состоянии познать только доступные в его возрасте навыки и умения. Двух-, трехлетнего малыша, не выговаривающего половины звуков, учить читать бесполезно и небезопасно: перекос в развитии ребенка обеспечен.

Но медлить с обучением чтению и надеяться на учителей и воспитателей тоже неразумно: рискуете получить много проблем в самый первый год нелегкой школьной жизни вашего малыша.

Самый оптимальный возраст для обучения – 4-5 лет, когда дети уже достаточно подготовлены, знают много сказок и детских рассказов, их привлекают яркие красочные книжки, раскраски, буквари. У ребенка в таком возрасте уже есть нетерпеливое желание самому окунуться в увлекательный мир книги, узнать, какие тайны и захватывающие истории скрываются за стройными рядами буковок.

НО первый опыт, как правило, бывает неудачным и может надолго отбить у малыша желание учиться читать.

Глядя, как легко это делает мама или папа, и поняв, как сложно самостоятельно прочесть слово, дети зачастую бояться повторной неудачной попытки и отказываются от занятий. Вот это и есть подводные камни, которые родителям необходимо аккуратно обойти.

Помните: нельзя заставлять и принуждать. Учите читать только во время занятий-игр. Даже если ваше чадо посещает детский сад или подготовительную группу, не забывайте регулярно заниматься с ним дома. В таком случае не придется впоследствии сожалеть, что ваш первоклассник не умеет читать и отказывается идти в школу…

Хочу познакомить вас с несложными обучающими играми, которые будут полезны при обучении ребенка чтению.

«Звуки-буквы». Без знания звука нет буквы. Начните с изучения звуков, и вы убьете двух зайцев.

1. Объясните, что буква – это такой значок, обозначающий каждый звук. Например, звук «у-у-у» обозначается значком – буквой У.

2. Проверьте, все ли звуки выговаривает ваш ребенок.

Не заучивайте буквы, пока ребенок не научится различать звуки в словах. Поиграйте с ним в звуки месяца два-три, не торопясь увидеть первые результаты.

Как гудит пароход? У-у-у-у-у…

Как жужжит пчела? Ж-ж-ж-ж-ж…

Как шипит змея? Ш-ш-ш-ш-ш…

Поиграйте в игры, протягивая первый звук слова: А-А-Арбуз, Ш-Ш-Шар, Д-Д-Дым, М-М-Машина, К-К-Кот…

Покупая прдукты в магазине, обращайте внимание на названия товаров, попросите произносить их медленно, вытягивая звуки: пеЧ-Ченье, мармеЛ-Лад, сИ-Ироп…

Спросите у ребенка: все ли его любимые мишки, куклы, машинки выговаривают звуки? Пусть он учит игрушки выговаривать звуки. Почаще просите напомнить названия того или иного предмета, специально «забывая» или «ошибаясь» и называя неправильное слово.

Когда вы увидите, что ребенок разобрался с понятием «звук», приступайте к буквам, начинайте учить не по алфавиту, а с тех согласных

и гласных, которые ребенок хорошо выговаривает, из которых можно сложить слова: М, А, П, Р, О, К, Т, Н, С… Слова: мама, папа, рот, кот, нос, крот. Закрепляйте буквы в играх, потом переходите к следующим новым буквам.

«Веселые друзья». Каждая буква – член команды, все они надежные и верные друзья, которые должны помогать друг другу. Чтобы составить слово, первая буква ищет следующую, и вдвоем они отправляются на поиски недостающих букв. К побежала за О, но для того, чтобы получился кот, нужно найти еще и Т… Все втроем они уже говорят нам такое пушистое слово.

«Слова-цепочки». В такую игру хорошо играть, сидя в автобусе, троллейбусе или долгой очереди к врачу. Вы называете слово, малыш называет следующее, начинающееся с последней буквы: доМ - МолотоК - КоТ - ТанК -Кукла и т. д. Изменяйте игру, называя слово определенной группы: животные, растения, игрушки…

«Кроссворд». Из нескольких картинок или кубиков с буквами составить слово, затем добавить или убрать несколько букв и составить уже новое слово. Например: игра - тигр - гараж. Можете модифицировать игру: составить новое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего, и т. д. Самое главное условие: нужно хорошо проговаривать, распевать каждое слово, а не произносить по буквам: и-и-и-г-р-р-а-а-а.

«Помоги другу» Любимая игрушка малыша – кукла, машинка, заяц – потерялись в сложном лабиринте. Но ей могут помочь «знаки – указатели» (листы бумаги, на которых написаны крупными буквами слова: налево, направо, стоп, опасно.). Игрушка знает буквы, но, как жаль… не может прочесть слово! Малыш с удовольствием прочтет все знаки и будет долго вспоминать, как геройски помог лучшему другу выбраться из опасного лабиринта.

Используйте в играх не только детские книжки, но и газеты, журналы: попросите ребенка найти в тексте нужное слово, слог, букву, нараспев прочесть несложное коротенькое рекламное объявление. Из газет вырезайте буквы, слова, слоги, составляя из них целые рассказики и не забывая просить ребенка проговаривать слова. С большим увлечением малыши вырезают палочки из цветной бумаги и затем складывают из них буквы – таким способом буквы легче запоминаются. Не забывайте использовать все «подручные» материалы – краски, картинки, пластилин, цветную бумагу, карандаши, игрушки. Постепенно переходите к прописям и тетрадям, пишите буквы и слова.

Такие занятия не только научат малыша читать, но и будут развивать его память, мышление и внимание. Не скупитесь на похвалу, помогайте преодолевать трудности, не придирайтесь к мелочам, не ругайте – ребенку должно быть интересно учиться читать.

Публикации по теме:

БонсаиБонсаи .

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Дикие животные
  • Учимся считать
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов: «Научи меня читать!»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 21:14
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...