Консультация для родителей и педагогов «Познания прекрасного»

Надежда Куцирь
Консультация для родителей и педагогов «Познания прекрасного»

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Растить человека восприимчивым к прекрасному это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики – науке об искусстве, и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг друга.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Искусство читать, видеть и слышать требует эмоционального развития, культурной подготовленности. Подготовленности? Но ведь Белинский говорил, что поэзия действует, как музыка – прямо через сердце, мимо головы, для которой настанет время, свой черед.

Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, к пониманию, выводам.

Как приобщить ребенка к искусству? Вопрос, которым озабочены многие родители. Ответить на него не просто, тем более, когда речь идет о дошкольниках. Сложно не только потому, что ребенок мал и многое в искусстве не поймет, но и потому, что каждая семя своеобразна по укладу жизни, по методам воспитания детей, по художественным интересам. Однозначный ответ в данном случае невозможен. Каждой семье надо искать свой, особенный. Но можно помочь в таком поиске советом и примерами.

Учить читать, учить слушать и слышать, смотреть и видеть – эти задачи поставлены самим строем нашей жизни перед нами, взрослыми, родителями, учителями, воспитателями. Нельзя забыть и о том, как много дают подростку семейные вечерние чтения, совместные посещения музеев, выставок.

Простота, точность, краткость выражения – вот главные условия, которые нужно соблюдать в разговорах с детьми. Но это еще не все. Если при всей точности выражений тон вашего рассказа сух и холоден, ребенок, слушая вас, будет чувствовать скуку ; ваши слова не сделают на него никакого влияния.

В повседневной жизни человек пользуется многими вещами (мебелью, посудой, одеждой, книгами, инструментами, спортивным, туристическим снаряжением). Вещи и отношения к ним взрослых составляют художественную среду, в которой начинается эстетическое развитие ребенка. Любимыми вещами могут быть коробочки, тарелочки и ковшики из Хохломы, цветные блюда и подносы из Жосткова, причудливо разрисованные кухонные доски из Городца или простые, ярко раскрашенные глиняные дымковские игрушки, лаковые шкатулки живописцев Палеха…. и многое – многое другое. Когда ребенку 2-3года, достаточно то, чтобы он слышал несложные суждения родителей о красоте окружающих его предметов и видел любовное отношение к ним взрослых. От взрослых он узнает, что красивым может быть самый простой предмет, потому что форма его изящна, сочетание цветов согласованны, лини узора тонко прорисованы, им удобно пользоваться и можно любоваться. Вернейший путь к пониманию искусства – собственное изобразительное творчество ребенка.

Эстетическая сторона окружающей жизни может выделяться ребенком не обязательно тогда, когда он играл на фортепьяно или сочинял стихотворение, сам что-то создает. Но и тогда, когда он просто смотрит на природу, разглядывает картину художника, слушает музыкальную пьесу. Ведь в этих случаях он тоже внутренне как бы проходит тот путь, которым шел творец – художник. Естественно, что у тех детей, которые практически развивают свои художественные способности в каком – нибудь виде искусства, эстетическая восприимчивость развита сильнее. Эстетическую восприимчивость детей невозможно воспитывать в «часы от и до». Время для этого всегда, место для этого – везде. Внимание к красивому самих родителей – главное условие. Если вы с интересом следите за четким ритмом работы строителей соседнего дома, если вас заставляет остановиться горящее золотом осеннее дерево, если вы внимательно наблюдаете за изящными прыжками белки, то и ваш сын или дочка научатся видеть и ценить красивое в жизни, а затем и в искусстве.

Искусство обладает волшебной силой, оно оказывает людям не только внешнюю многокрасочность, но и скрытое от нашего взгляда, сложное, внутреннее ее движение – жизнь человеческой души, чувства мысли, сомнения, рождения решений.

Все великое и прекрасное в мире творчества создано и создается из мельчайших жизненных наблюдений. Мы можем проследить это на многих творениях человека в любой области – научной, технической, художественной.

Восприимчивость к прекрасному делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Он видит много интересного там, где другие ничего не замечают. Он восхищается славными делами и благородными поступками людей, его волнует красота природы.

Говоря о смене времен года, к примеру об осени, наука познакомит нас с закономерной последовательностью явлений в природе. А искусство заставит нас увидеть «В багрец и золото, одетые леса», седые в осенней изморози изумрудные всходы озимых, услышат крик улетающих журавлей и шелест сухой листвы под ногами…. И в этих картинах жизнь отразит те же закономерности. Все виды искусства хороши для развития ребенка (музыка, танец, литература, театр, живопись, скульптура и т. д) но не надо стремиться к тому, чтобы ребенок занимался и пением, и фортепьяно, и танцем, и рисованием. В истоках своих любая художественная деятельность едина, поэтому увлечение каким – то одним видом искусства может оказаться вполне достаточным для полноценного развития ребенка.

Такова чудодейственная изобразительная сила искусства.

Знакомя детей с творениями народного творчества – песнями, сказками, поговорками, былинами, с произведениями мастеров искусства, мы даем им ключ к поэтическому открытию мира. Литература и другие виды мы называем источником радости и вдохновения, но они также источники идейного воспитания. Через свой особый сложный, полный поразительных открытий мир искусства ведет наших детей в большую жизнь. И разбуженные им волнения чувств ставят юных перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо.

Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве.

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Познания прекрасного»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 19:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по лепке «Лев» для старшего дошкольного возраста
Доброго времени суток всем, кто нашёл минутку заглянуть на огонёк. Как льва слепить из пластилина, Свой детский мастер-класс Покажет с удовольствием...
Опыт «Запускаем ракету» (с видео)
Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня и предлагаю вашему вниманию ещё один эксперимент, который называется "Запускаем ракету" , а представят вам...
Серия занимательных опытов в лаборатории «Хочу всё знать» старшей группы №2...
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Как обуздать кипучую энергию и любознательность почемучек? Как максимально использовать пытливость детского...
Конспект физкультурного занятия «Магазин игрушек» во второй ранней группе
Тема «магазин игрушек» Цель: Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей, создавать условия для формирования правильной осанки. Продолжать учить...
Проект «Моя семья» в младшей группе.
«Любили тебя без особых причин» Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук, За то, что ты — сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то,...