Лучший педагог года

Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре»

Елена Демидова
Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре»

Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности— учению.

Кроме того, хорошая игра—действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Развитие познавательных способностей в игре“» размещена в разделах

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это по- видимому, попытка каким то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.

3. Фрейд писал: Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка—это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции.

Л. Френк предположил, что игра для детей—это способ научится тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве, времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. В наше время выбор развивающих игр и игрушек (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, конструкторы, настольные игры) довольно велик, но к сожалению не всегда нам доступен. Вашему вниманию предлагается ряд игровых упражнений для развития познавательных процессов, которые можно будет использовать и на занятиях и в свободное время. Эти игры и упражнения даны как небольшие примеры.

Задания можно изменять, делая их проще или сложнее, это будет зависеть от возраста и способностей детей, или от темы ваших занятий.

Игры и упражнения для развития мышления :

1. «Говори наоборот»

В игре можно использовать мяч.

Веселый— Красивый-

Худой— Трудолюбивый-

Трусливый— Твердый—

Быстро— Пустой-

Умный— Тяжелый-

Белый— Гладкий— и т. д.

2. «Придумай слово"

Если оно начинается с

по- ле- ку-

на- до- из-

зо- че- ве-

му- пры- и т. д.

3. Ответь, что бывает. кислым? красным? мягким? быстрым? и т. д.

Кто умеет прыгать? плавать? рычать? петь? и т. д.

Что делает рыба? самолет? волк? машина? и т. д.

4. Дай характеристику этим предметам. Опиши их.

Например: Яблоко-это фрукт, круглое, зеленое, кислое. Чашка-это посуда, фарфоровая, желтая маленькая»

Лимон, морковь, молоко, машина, огурец, погремушка, ваза, диван и т. д.

5. «Подбери подходящее слово и закончи выражения»

Огурец-это овощ, а яблоко-это.

На столе-скатерть, а на полу-

Учитель в школе, а врач

У птицы крылья, а у рыбы.

У человека руки, а у медведя. и т. д.

6. «Хитрые задачи»

-Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех? А кто медленнее?

-Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я встаю после папы. Кто встает в семье раньше всех? Кто позже?

-Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? А какая позже? и т. д.

Игры и упражнения для развития внимания

1. «Да и Нет не говорить!»

-Ты девочка?

-В школу ходишь?

-Соль сладкая?

-Птицы летают?

-Тебе 10 лет?

-Снег белый?

-Гуси мяукают?

-Сейчас ночь?

-Мячик квадратный?

-Кошка это птица?

-Солнце светит сегодня?

2. «Бывает, не бывает»

-Кошка варит кашу;

-Папа ушел на работу;

-Человек вьет гнездо;

-Зайчик пошел в школу;

-Яблоко соленое;

-Бегемот залез на дерево;

-Волк бродит по лесу. и т. д.

Ребенок тоже может придумывать различные ситуации.

3. «Будь внимателен»

Постарайся правильно выполнить движения:

если услышишь название цветка—хлопни в ладоши;

если услышишь название птиц-взмахни руками;

если услышишь название дерева-положи руки на колени.

Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик,

василек, голубь, тополь, гвоздика. И т. д.

Игры и упражнения для развития памяти

1. Для развития слуховой памяти, с младших групп используются:

-заучивание стихов, потешек;

-пересказ небольших рассказов после их прочтения;

-игра в «Слова» (взрослый называет ребенку слово, или несколько слов, и просит за ним повторить, постепенно увеличивая количество слов). И т. д.

2. «Добавь слово»

Цель: развить слуховую память.

Ход игры: Один ребенок, называет какой ни будь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку уже надо повторить три слова и добавить свое и т. д. Эту игру следует проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество запоминаемых слов—то есть будет увеличиваться объем памяти.

3. «Пары слов».

Цель: развитие ассоциативной памяти.

Запомни и повтори:

Тарелка-суп,

Почта - письмо,

Зима - снег,

Хлеб - мука,

Карандаш - бумага,

Машина - дорога,

Мультфильм - телевизор,

Фрукты - книга,

Сапог - нога,

Рыба - вода.

4. «Я фотоаппарат».

Цель: Развитие зрительного внимания.

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека.

«Посмотри внимательно вокруг и запомни где что находится, а теперь закрой глаза вспомни где, что находится.

- Что находится на столе?

- Во что ты одет?

- Что рядом с тобой стоит?

Литература:

1. Н. В. Клюева; Ю. В. Касаткина; «Учим детей общению» Характер, коммуникабельность; Популярное пособие для родителей и педагогов—Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. J1.M. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми»—С-П «Речь» 2003г.

3. «150 тестов, игр, упражнений для подготовке детей к школе» ACT Москва 2002 г.

4. Л. Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет» Ярославль 2001 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие индивидуальных способностей и творческой активности с помощью Lego-конструирования» «Развитие индивидуальных способностей и творческой активности ребёнка с помощью Lego-конструирования» В настоящее время на рынке труда остро.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет в семье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье».

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей через продуктивную деятельность» «Развитие коммуникативных способностей через продуктивную деятельность» ЦЕЛЬ: познакомить с новым видом продуктивной деятельности; вызвать.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников через игровую деятельность» Консультация для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников через игровую деятельность» Развитие умственных способностей.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей». Средняя группа «Развитие математических способностей» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей детей» Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”. В. Г. Белинский Дошкольный возраст,.

Практическая консультация для родителей «Песня в мультипликации как средство активизации познавательных способностей детей» Видео Практическая консультация для родителей. Песня в мультипликации, как средство активизации познавательных способностей детей раннего возраста.

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей» Семинар — практикум для родителей по теме «Развитие связной речи и познавательных способностей у детей» цель — формирование у родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре»
Опубликовано: 12 января 2018 в 07:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД