Папки-передвижки

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений»

Ольга Гольцева
Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений»

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:

-с одной стороны развивается восприятие обычных звуков,

-с другой стороны – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в младенческом возрасте.

Формирование неречевого слухового восприятия включает улавливание и дифференциацию звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а так же определение источника и направления звука

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Развитие слухового внимания и восприятия, Подборка игр и упражнений“» размещена в разделах

Умение сосредотачиваться на звуках называется слуховым вниманием, это важная способность, которую необходимо развивать. Она дает возможность научить детей осознанно пользоваться слухом, данного от природы. Специальное обучение в этом направлении поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно).

Неречевое слуховое восприятие включает в себя: - звуки природы (шум ветра, звуки дождя, шелест листьев и т. д.);

- звуки, которые издают животные и птицы; - звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, тиканье часов, звон посуды и т. д.); - транспортные шумы (сигнал автомобиля, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.); - звуки, которые издают. Различные звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки); - звуки музыкальных инструментов.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

-«Звуки улицы» на различение звуков природы, транспортных шумов.

-«Звуки комнаты» на различение звуков, которые издают предметы домашнего обихода.

-«Постучим, погремим» на восприятие звуков различных предметов (шуршание бумаги, шуршание пакета, стук ложки о тарелку или о стенки чашки и т. д.).

-«Что упало?» (мяч, ложка, кубик, мягкая игрушка или листок бумаги).

-«Найди такой же» на различение звуков сыпучих материалов (баночки, наполненные разными крупами).

-«Музыканты», с использованием детских музыкальных инструментов.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО ГРОМКОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА

-«Хлопаем, топаем».

-«Два зайчика» с использованием разного вида парных игрушек (например, большой барабан барабанит громко, а маленький тихо).

-«Где звенит?» на определение местонахождения звука, ориентировка в пространстве относительно себя сзади – спереди, у окна, у двери (показывают, поворачиваются или называют).

-«Далеко – близко», в игре формируются представления о том, что если источник звука находится рядом, то звук громкий, если далеко, то звук тихий.

ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ НА СЛУХ РАЗЛИЧНОГО ТЕМПА И РИТМА

(с использованием музыкальных инструментов, звучащих игрушек).

-«Медведь и зайчик» (с бубном или погремушкой, медведь ходит медленно, зайчик прыгает быстро.

-«Колокол и колокольчик» в зависимости от размера быстро или медленно.

-«Две тучки» в зависимости от размера тучки капли падают медленно (из маленькой) и быстро (из большой).

-«Шагаем, танцуем» с бубном на различение ритмического рисунка.

Формирование речевого слуха включает в себя способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного язка, а так же понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Развитие речевого слухового восприятия помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Слуховое восприятие проходит следующие стадии:

-восприятие со зрительной опорой, ребенок слышит название предмета и видит данный предмет или картинку.

-слухозрительное восприятие, ребенок слышит голос и видит говорящего, его лицо и губы.

-чисто слуховое восприятие, ребенок только слышит голос и не видит говорящего, ни картинки, ни явления, о котором говорят.

Процесс развития речевого слуха проходит от простого к сложному, задания усложняются постепенно, так сначала работа над звукоподражанием, затем короткие слова, далее более длинные и сложные, а потом фразы (соответственно короткие и длинные). Кроме того, сначала слова и фразы со зрительной опорой, в дальнейшем без нее, только на слух.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

-«Кто как голос подает» на звукоподражание голосам животных, птиц (сначала покажи, потом назови).

-«Прокатим зайчика» на звукоподражание различным видам транспорта.

-«Кто позвал?» различение голосов (детей в группе или знакомых людей).

-«Три медведя» различение тембра и интонации.

-«Колобок» (кто хочет съесть колобка) на различение тембра и интонации.

-«Найди картинку или игрушку» умение воспринимать и дифференцировать слова (количество картинок или предметов постепенно увеличивается).

-«Кто, что делает?» умение выделять и называть действия людей по картинкам.

-«Слушай и выполняй» выполнение речевых инструкций, сначала в одно действие, затем цепочку действий.

-«Выполни задание» умение выполнять действия с предметами и игрушками.

-«Верно – неверно», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное» игры с правилами.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников» Консультация для воспитателей. Дидактические игры с детьми. Игры на развитие тактильных ощущений. 1.«Чудесный мешочек». В непрозрачный.

Дидактическая игра на развитие слухового внимания, дифференциацию неречевых звуков «Найди пару»Дидактическая игра на развитие слухового внимания, дифференциацию неречевых звуков «Найди пару» Цель игры: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Возраст детей: от 1,5 лет Оборудование: 16 спичечных коробков,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение.

Подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей старшего возраста, по лексическим темам Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Старшая группа Сентябрь 3я неделя. Тема «Человек и его части тела. Умывальные принадлежности.».

Подборка игр и упражнений на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющих трудности в обучении Подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении. Про.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта. Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева.

Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в системе подготовки к школьному обучению Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем наше ухо – очень хрупкий орган. Статистика.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений»
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 21:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД