Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Валентина Окрушко
Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.

Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. И каждый малыш открывает этот мир заново, с чистого листа. Поэтому начнем с самого начала, с самого простого.

Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Прежде всего обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры: «Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.

Вы очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению развитие ребенка будет происходить быстрее: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.

Быстро будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придает использование в ней прилагательных. Замечено, что если для ребенка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит, и красотой, выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус?») или самостоятельному придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах). Например: «Оранжевая, хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (Морковка.) ваша цель – заинтересовать ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов.

Прогулки в городских парках, скверах, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они отличаются друг от друга. В естественной обстановке, ан природе, вы обогатите словарь ребенка. Он начнет различать и употреблять в речи: «светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, что начнет меняться внимание, сосредоточенность, мышление вашего малыша.

Найдите на полянке три цветка (листочки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом предложите поменяться ролями.

Попросите ребенка определить характер, поведение деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – доброе с раскидистыми ветками, которые похожи на добрые руки человека; другое – строгое, стройное, как солдат на посту; третье – грустное, одинокое.

Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственно мышление и восприятие.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

-Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)

Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Играйте со своим малышом, подарите ему радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!

Публикации по теме:

Овощная сказкаОвощная сказка С 15 сентября по 15 октября в нашей средней группе проводился проект "Во саду ли, в огороде" (совместно с воспитателем Корольковой О. С.).

План проведения совместных мероприятий воспитателей и родителей второй младшей группы Сентябрь • Оформление информационных стендов для родителей (режим дня, сетка непосредственно образовательной деятельности); • Оформление.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 12:44
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Приятные воспоминания о конкурсе «Учитель года 2017» — фоторепортаж
Как - то осенью я шла по коридору МБДОУ "Чебурашка" и поравнялась с заведующим Новик Н. В. Она мне сказала, что я буду защищать честь детского сада на...
«Разноцветные бабочки и цветы»». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс
Продолжая тему дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, предлагаю ещё один мастер-класс по изготовлению оригинального и яркого...
Счастье, полученное по почте или мои размышления о дружбе на МAAM
Совсем недавно читала чудесную публикацию Натальи Поповой «Мастер-класс из «Ничего» или почти из ничего» и с восхищением рассматривала открытки. А в...
Подснежник из бросового материала. Экологический мастер-класс с презентацией
Подснежники своими руками позволят не только сохранить живые цветы, но и создать весеннее настроение. Представляю мастер-класс по изготовлению подснежников...
Поделки из бросового материала. Вазочки на дисках. Мастер-класс
Поделки из бросового материала. Вазочки на дисках. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • втулка от туалетной бумаги • использованный...