МААМ-картинки

Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры»

Татьяна Офицерова
Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры»

Игра и игрушка – обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребёнка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать [1].

Народная игра является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к слабому, немощному человеку, уважительного отношения к людям старшего, почтенного возраста, отношениях равноправия в коллективе сверстников. Опыт подобного взаимодействия переносится человеком в другие виды деятельности, сопряжённые с познанием и воспроизведением сущности человеческих отношений, постижением индивидуальных характеристик каждого человека.

Публикация «Консультация для родителей „Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры“» размещена в разделах

В социокультурном развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Игра, являясь мощным средством воспитания, существовала задолго до возникновения научной педагогики. Понятие народной игры неразрывно связано с народной педагогикой, которую можно назвать отражением коллективного разума, накопленного народом опыта жизни. [2].

В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры.

Развитие игрового творчества заключается прежде всего в формировании игрового замысла — умении сознательно выбирать игру, обдумывать ее, находить лучшие способы осуществления задуманного, применять знания, полученные детьми на занятии. В игре перед детьми можно ставить более сложные задачи, вводить более сложные правила поведения, чем на занятиях. Увлечение игрой, ее яркая эмоциональная насыщенность мобилизуют силы ребенка, заставляют его упорно стремиться к достижению цели.

Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными : «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику» - «самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства. [1].

«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать спо-собность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Пред игровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Тай, тай, налетай,

В интересную игру!

Всех принимаем

и не обижаем! [3]

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх, использовали жребий или считалку.

Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. В случае с младшими дошкольниками эти роли берет на себя воспитатель (родитель, но при этом ребенок самопроизвольно запоминает слова и порядок действий в при игровой ситуации. Детям очень нравится, когда взрослые принимают активное участие в играх и забавах. Если в семье есть старший ребенок, то эту роль можно передать ему. Опыт, который малыши будут получать, никогда не сравнится, с намеренным заучиванием каких-либо считалок или стихотворений. Все будет происходить само собой, а это очень важно для малышей.

Далее следует рассчитать игроков считалкой. “Считалка”– это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

В младшем дошкольном возрасте дети еще не совсем будут понимать ее смысл, но это еще и не требуется. Дети слышат строки в быстром темпе, в строгом ритме, причем внимание целиком уделяется не тому, что содержится в строках, а именно результату. Что благотворно влияет на развитие памяти, речи, внимания, слуха.

Тики – таки, тики – таки,

Ходят в нашей речке раки.

Стали раки воду пить.

Выходи, тебе водить.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г. С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Для удобства рассмотрения можно условно разделить народные игры на несколько типов:

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. [4].

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Родители – это то неотъемлемое звено между духовно-нравственным воспитанием на основе народных традиций и самим ребенком. Мы можем направить, помочь и быть всегда на подхвате воспитательного процесса. Наша задача возродить то поколение воспитанных членов современного общества. Мы начнем с малого, но самого главного и любимого для малыша – игры, народной игры.

Список интернет ресурсов

1. https://www.twirpx.com/file/472462/

2. https://docviewer.yandex.ru/

3. https://devizy-emblemy.3dn.ru/load/zazyvalki/zazyvalki_na_igru/detskie_zazyvalki_na_igru/114-1-0-71

4. https://dom-teremok.narod.ru/igri/igr.html

Публикации по теме:

Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников Система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога.

Конспект НОД по духовно-нравственной культуре «Сотворение мира»                                                   Цель: дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.  Задачи:.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка»Консультация для родителей «Использование художественной литература экологического воспитании ребенка» Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребёнка». Елена Чужайкина Каждый.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей. [/u] Дидактические игры создаются взрослыми.

Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Слово «фольклор» ,в переводе с английского означает –народная мудрость. Все.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей» Воспитатель: Капсомун Светлана Борисовна Роль семьи в воспитании маленьких детей велика. Но как воспитывать детей в первые годы их жизни.

Консультация для родителей «Умные мысли о воспитании детей» Есть так родители, которые стремятся быть независимыми в вопросах воспитания, не признают никаких авторитетов. Но если обратиться к мудрости.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно направленно на усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 21:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД