Консультация для родителей «Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи»

РИММА БЕЛОВА
Консультация для родителей «Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи»

Мы часто внушаем своим детям, что «бояться стыдно», «бояться глупо». А так ли уж противоестественно для ребенка испытывать тревогу и страх?

Психологи утверждают, что в каждом возрастном периоде есть свои «факторы страха», возможно, что такие:

- у младенца – это боязнь громких звуков, смены обстановки, незнакомые люди;

- у трехлетних детей – это общение с ровесниками, пугающие сновидения, гроза, темнота;

- у детей в возрасте пяти лет – это мифические существа вроде привидений, одиночество, боязнь потерять родителей;

- у школьника – это быть отвергнутым сверстниками, попасть в «позорную» ситуацию.

Если подобные страхи единичны и контролируемы, ничего нездорового в этом нет, в норме со временем ребенок их «перерастет». Другое дело, если страх мешает ребенку полноценно жить, устанавливать контакты, познавать мир.

Причины повышенной тревожности ребенка всегда сначала надо искать во внутрисемейных отношениях. Тревожные дети чаще всего встречаются в семьях, где наблюдаются:

- повышенная эмоциональность родителей. Если мама склонна к панике и драматизации, то ребенок будет невольно копировать ее реакции;

- конфликты в семье. Скандалы, ссоры, вечно раздраженные родители… В такой обстановке ребенку невозможно чувствовать себя спокойно;

- завышенные требования, постоянна критика, сравнение с другими детьми. Ребенок боится не оправдать ожиданий и быть отвергнутым;

- гиперопека. Если ребенку постоянно дают понять, что мир полон опасностей и он перед ними беспомощен, он начинает верить, что это так.

Тревожность – всегда следствие недостатка чувства защищенности и безопасности. Отсутствие того «надежного тыла», который в норме должны обеспечивать ему самые близкие люди.

Что же делать родителям, чтобы помочь своему маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи?

1. Зачастую многим родителям следует обратить внимание, прежде всего, на свою собственную линию поведения.

2. Не высмеивать, не стыдить, не ругать ребенка за «трусость».

3. Не оставлять нарочно ребенка один на один с тем, что его пугает.

4. Всегда помнить, что даже если «страшилки» выдуманные, то страхи и эмоции ребенка реальные.

Тактика борьбы со страхами и тревожностями, в общем-то, проста.

НЕОБХОДИМО:

• Показать, что вы принимаете эмоции своего ребенка.

• Повышать самооценку ребенка, почаще хвалить за успехи, реже критиковать.

• Избегать сравнений (фразу «другие дети такой ерунды не боятся» ребенок воспринимает буквально «ты хуже других»).

• Верить в своего ребенка, поощрять его самостоятельность.

• Разбирать пугающие ситуации. Выяснять причину страхов и искать пути их преодоления.

• Обратиться к специалисту, если:

- страхи навязчивые, беспричинные, необъяснимые;

- страхи доводят до истерики и паники;

- у ребенка на нервной почве возникают энурез, тики, навязчивые движения;

- ребенок всегда и везде выискивает пугающий его фактор;

- страхи ведут к нарушению сна, ночным кошмарам.

А еще, уважаемые родители, возьмите себе за ПРАВИЛО, что ежедневное 15-минутное чтение своему ребенку СКАЗКИ на ночь сделает его более открытым и счастливым! Ведь сказка дарит ощущение родительской заботы и тепла, переносит в волшебный мир добра и красоты.

Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах: добро и зло, одиночество и дружба… Бывает так, что ребенок вновь и вновь просит почитать ему одну и ту же сказку. Обязательно прислушивайтесь к его просьбам. Возможно, он находит в этой сказке то, что тревожит и пугает его в реальной жизни. Если это так, то уже в дневное время пообщайтесь с ребенком на эту тему, разберите и объясните ему ситуацию из сказки и из реальной жизни.

Не сомневайтесь, сказка – отличный способ настроить ребенка на позитивное восприятие окружающего мира! Но только выбирайте такую сказку, которая хорошо заканчивается. Жизнеутверждающие истории вселяют веру в то, что мир не страшен и не таит угрозы. С таким настроем ребенок будет чувствовать себя смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу воли.

Важна и ПРОФИЛАКТИКА отклонений в психоэмоциональном развитии ребёнка:

- снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

- проигрывание различных ситуаций. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление страхов, тревожных чувств. Например: «На приёме у врача», «Праздничный концерт в детском саду» и др. ;

- в работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

- открыто побеседовать с ребёнком о его страхах и тревожных чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свои переживания словами. При проговаривании вслух чувства тревожности и страха ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на детскую психику.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду?» Консультация для педагогов: «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду». Период адаптации ребенка к детскому саду - это сложная.

Консультация для родителей «Детские страхи» Уважаемые родители! Если ваш ребенок постоянно или периодически чего — то боится: темноты, грома, собак — тогда обратите внимание на представленный.

«Как преодолеть рассеянность ребенка?» Консультация для родителей Как преодолеть рассеянность у ребенка? Рассеянность - это психическое состояние, отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для родителей «Что дают маленькому ребенку «зеленые встречи»?» Основа интересного и плодотворного общения ребенка с природой – это кратковременные наблюдения. Что дают маленькому ребенку «зеленые встречи»?.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть ночные страхи» В дошкольном возрасте дети впервые начинают осознавать тот факт, что человек не бессмертен. Они узнают, что такое смерть, начинают осознавать.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку осознать свое поведение» (старший дошкольный возраст) Главная отличительная черта произвольного и волевого действия — его осознанность. Практически во всех определениях утверждается мысль: осознанность.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку стать внимательным» Воспитатель МДОУ ДС КВ №28 Решетилова Наталья КАК ПОМОЧЬ.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры»Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос сильным, крепким.

Методические рекомендации для родителей «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции» Описание материала: Методические рекомендации помогут родителям в оценке и помощи своего душевного состояния и негативных эмоций ребенка.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 20:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наблюдение за майским жуком в средней группе
Наблюдение за майским жуком. Цель: Расширить представление о внешнем виде жука. Познакомить с особенностями жука. Воспитывать любовь и бережное отношение ко...
Проект «Сказка в гости к нам пришла» в 1 й младшей группе
Тип проекта : познавательно - творческий По числу участников: групповой По продолжительности: краткосрочный Сроки реализации: с 19 февраля - по 2...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Юные звездочёты».
Цель: закрепить полученные знания детей за год. Программные задачи: *Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат,...
Великий праздник — День Победы!
Как и все патриоты, мы чтим память нашим прадедам, благодаря которым над нами чистое и мирное небо. В нашем детском саду прошел открытый урок, посвященный...
«Театр теней» в старшей группе.
Театр теней - это вид театра из Китая. Теневой театр является очень интересным и зрелищным видом театра, с помощью которого можно устроить волшебное...