Лучший педагог года

Консультация для родителей «Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?»

Ефремова Лидия Дмитриевна
Консультация для родителей «Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?»

Консультация для родителей

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей.

Родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах.

Малыш не может понять, ка и чем угодить родителям, безуспешно старается добиться их расположения и любви. Но потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него папа, мама. И тогда признает себя не таким как все: хуже, никчемнее, считает себя необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит. Голову вбирает в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов, в его компетентности в какой либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Публикация «Консультация для родителей „Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?“» размещена в разделах

• Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.

• Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (поросенок, дурак, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

• Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, пусть лучше он объяснит, зачем или почему он это сделал (если он хочет).

• Полезно уменьшить количество замечаний.

• Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею!» «Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете.

• Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку приобрести чувство уверенности в себе и доверие к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать.

• Чувства и действенная любовь взрослых – мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности.

• Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях.

• С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную агитацию (информацию).

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ

Рекомендации родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (воспитателей, бабушки).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребенку с трудом дается какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

5. Чаще играйте со своим ребенком,общение и совместные игры с родителями укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязания и каких-либо видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.

11. А наказывая ребенка, не унижайте его.

• Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные поручения и указания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным; при этом ненавязчиво помогите выполнить сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития». Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

• В работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела, раскрашивание лица старой маминой косметикой и др. – для снятия мышечного напряжения.

Игры и упражнения с тревожными детьми см. Ж, Д/В № 10 за 2007 г. (стр. 66-70).

Литература

• Захаров А. И.

Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. ,1993г.

• Лебединский В. В., Никольская О. С. и др.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте их коррекция. М., 1990 г.

• Лютова Е. К., Монина Г. Б.

Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб, 2002 г.

• Пасечник Л. В.

Психологическая коррекция детей с искаженным психическим развитием.

(Организация медико-психологической реабилитации лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья средствами ПФК (актуальное проблемы реабилитологии) сб. статей № 1 (Под редакцией Л. В. Пасечник, О. В. Яшина, Н. Новгород, 2005 г.)

Критерии определения тревожности у ребенка

• Постоянное беспокойство.

• Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем – либо.

• Мышечное напряжение (в области лица, шеи).

• Раздражительность.

• Нарушение сна.

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Не может сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Вовремя выполнения задания ребенок очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) 1992 г.

Высокая тревожность – 15-20 бал., средняя – 7-14 бал. ,низкая – 1-6 бал.

Критерии определения страха разлуки

1. Повторяющееся от раза к разу чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о том, что какое либо событие приведет его к разлуке с семьей.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

4. Постоянный отказ идти в детский сад.

5. Постоянный страх остаться одному.

6. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

7. Постоянные жалобы на недомогание; головную боль, боль в животе и др.

Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит.

Как помочь тревожному ребенку?

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в 3-х направлениях:

• повышение самооценки;

• обучение умело управлять собой в наиболее волнующих ситуациях;

• снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренняя, т. к. дети остро реагируют на фальшь.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты»; «Я дарю тебе….», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно оформить стенд «Звезда недели»; раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Можно отмечать достижение ребенка в ежедневной информации для родителей на стенде «Мы сегодня»; «Сережа проводил опыт с водой…., рисовал зиму»

В раздевалке на шкафчике каждого ребенка, можно закрепить «Цветик-семицветик» или «Цветок достижения». В центре цветка – фотография ребенка и на лепестках, соответствующих дням недели, информация о достижениях ребенка, которыми он гордится (сам зашнуровал ботинки, научился прыгать на одной ножке, поливал цветы, слепилснеговика, ходил с мамой в театр, нарисовал дом и т. д.). В младшей группе информацию заполняет воспитатель, в старшей группе – можно поручить детям, что служит стимулом для обучения письму и способствует установлению контакта между детьми: те, кто не умеет читать и писать, обращаются за помощью к товарищам.

Позитивная информация очень важна – и для взрослых, и для детей – в целях установления взаимопонимания между ними, причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решать сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Публикации по теме:

Работа с родителями тревожного ребенка Тема: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным.

Советы психолога. Как помочь тревожным детям? Очевидно, ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как помочь тревожным детям? Как преодолеть тревожность?»
Опубликовано: 18 июля 2013 в 23:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД