Светлана Кошель
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду»
Подготовила воспитатель:
Кошель Светлана Васильевна
МБДОУ «Детский сад № 44»,
г. Усолье-Сибирское
«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду». Сухомлинский В. А.
Публикация «Консультация для родителей „Как приучить ребенка к труду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однaко нaчинать воспитывать это качество нужно горaздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида трудa.
Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. В детском саду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т. д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т. д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них уважение к людям. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)
Главная цель это вызвать интерес у детей, показать посильность ее выполнения и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Ребенок должен формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить изделие другу или маме).
Одобрение родителей играет огромную роль в трудовом воспитании. Взрослые иногда забывают похвалить малыша. Ведь ради похвалы ребенок и старался что-то сделать, в другой раз он и не захочет что-то делать.
Можно сделать и по - другому. Можно сказать, что кроме него некому, например, покормить котенка или рыбок, мама занята на кухне, и животные могут остаться голодными.
Также можно ссылаться на взрослость ребенка. Например, раньше бабушка выносила мусор или мыла посуду, а теперь ей тяжело, а ты, Витя или Миша, уже большой, и можешь это сделать сам.
Для того чтобы приучить ребенка выполнять какие-либо действия, нужно отталкиваться от его увлечений. Например, если ребенку нравится возиться с водой, пусть вымоет посуду, постирает свои носовые платки или польёт цветы, объясняя ребенку смысл его работы.
Частными ошибками родителей являются :
* Пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит ребенок. Пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого.
* Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
* Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
* Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Что делать?
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.