Лучший педагог года

Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку»

Анна Сытник
Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку»

Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку»

Автор: Сытник Анна Петровна

Организация: ГБДОУ «д/с № 61» Приморского района

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Публикация «Консультация для родителей „Как развить речь двуязычному ребенку“» размещена в разделах

Известный профессор Самсонов Николай Георгиевич дал определение этому явлению. «Двуязычие – это умение, навык, позволяющий человеку или народу в целом или его части попеременно пользоваться (устно и письменно) двумя языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения.»

Ребенок, владеющий двумя языками, отличается хорошей памятью и сообразительностью, быстрой реакцией, у него лучше развито логическое мышление. Полноценно развивающиеся двуязычные дети, как правило, хорошо учатся и им хорошо даются теоретические науки, иностранные языки и литература.

Однако, у детей, которые растут в двуязычном окружении, обязательно возникают трудности в произношении звуков и слов, потому что дома они разговаривают на родном языке, а в детском саду обучаются и общаются со сверстниками на русском языке. Конечно это двойная нагрузка, но замечено, что ребенок, который чисто говорит на родном языке и имеет хороший словарный запас, в дальнейшем быстрее и качественнее обучается и русскому языку. Но при условии, что изучение русского языка должно начинаться как можно раньше, так как знание русского языка делает возможной совместную работу многонациональных коллективов, воспитание и обучение детей различных национальностей в детских садах и школах.

Если родители не планируют заранее языка общения с ребенком, то бывает так, что ребенок развивается стихийно. Родители не следят за собственной речью, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки, тогда в речи ребенка возникает очень много ошибок. Это ведет к замедлению общего речевого развития. Ребенок становится стеснительным, замкнутым, обидчивым, а это негативно отражается на школьной готовности. Речевые проблемы влияют и на учебную мотивацию.

В старшем дошкольном возрасте, при подготовке ребенка к школе, перед родителями и педагогами возникает важная задача - выявить нарушения в речи, помочь, научить правильному общению на русском языке. В дальнейшем, это предупредит у двуязычного ребенка негативное отношение к школе, так как одна из наиболее серьезных проблем обучения – усвоение правильной русской речи как средства получения знаний.

Речевые нарушения у старших двуязычных дошкольников связаны с артикуляторной базой и фонематическим слухом.

Артикуляторная база – это человеческая способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка. Органы артикуляции: губы, зубы, язык, альвеолы, твердое и мягкое небо, задний язычок, нос, гортань, голосовые связки. Это наш речевой инструмент, то чем мы говорим, формируя гласные и согласные звуки.

Фонематический слух – это человеческая способность различать грамматические изменения в речи. Т. е. это способность анализировать и синтезировать звуки частей речи, такая способность является фундаментом для понимания смысла сказанного. При отсутствии фонематического слуха ребёнок не может слышать точно и правильно, а, следовательно, не воспринимает смысл сказанного, и тем более не может без ошибок говорить или писать, иногда бывает замедление развития связной речи.

Таким образом, мы понимаем, что фонематический слух наравне с натренированной артикуляторной базой очень важны для успешного обучения детей чтению и письму. А в дальнейшем эти способности будут необходимы для успешного обучения иностранным языкам.

Почему существуют трудности для двуязычных детей? Потому что в родном языке существуют звуки отсутствующие в русском языке, и, наоборот, в русском языке есть звуки, которых нет в родном языке.

Чтобы помочь двуязычным детям, обязательно вначале нужно проявить индивидуальный подход, провести диагностику речи у каждого двуязычного ребенка. В первом случае, если у ребенка в соответствии с нормами русского языка согласный звук отсутствует, то в этом случае предстоит научить ученика произносить новый для него звук, для этого нужно:

а) проанализировать артикуляционную позицию языка, необходимую для произнесения этого звука;

б) сопоставить новые артикуляции с артикуляциями родственных с этим звуков;

в) упражнять детей в произношении нового звука в разных положениях (в начале слова, в конце, привлекая для этого стихи, чистоговорки и скороговорки;

г) использовать слова с этими звуками для орфографических упражнений для предупреждения орфографических ошибок.

Во втором случае у ребенка может присутствовать исследуемый звук, например такие звуки как: С, Ч, Щ, которые более часто дают нарушения в речи двуязычного ребенка, но он его заменяет другим. От этого может страдать как произношение, так и письменная речь. Исправление этих звуков – это уже работа логопеда.

И так, перед родителями стоят следующие задачи:

1) привить интерес к русскому языку;

2) приучить детский слух к звукам и словам русской речи, готовить речевой аппарат к правильному произношению этих звуков и слов;

3) создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз, автоматизировать этот минимум в разговорной речи;

4) развить фонематический слух с помощью простых фраз, употребляя слова в правильной грамматической форме;

5) обучить правильному литературному ударению в словах.

Методов решения этих задач множество. Прививать интерес к русскому языку начинать нужно устно. Через сказки и театрализацию, детский фольклор, где стихотворные тексты можно брать как речевые упражнения, в ходе которых дети, опираясь на собственный жизненный опыт, активизируют свои речевые умения. Для увеличения словарного запаса русских слов нужно использовать заучивание наизусть стихов, считалок, чистоговорок. А так же разгадывать обычные детские загадки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы и подобные словесные игры, которые можно использовать при знакомстве с буквами и звуками русского языка, при закреплении и повторении пройденного материала.

Игры и упражнения для развития речи

«Сравни пары»

Цель: Развивать наблюдательность, расширять и активизировать лексический запас; развивать фразовую речь.

Описание упражнения. Взрослый показывает ребёнку пару картинок. Предлагает назвать, что или кто изображен на каждой картинке; чем объекты отличаются друг от друга. Перед ответом ребёнку даётся время для внимательного рассматривания картинок. Главное, на что обращает внимание взрослый, - это чтобы ребёнок при сравнении назвал как можно больше частей однородных объектов. При этом взрослые могут столкнуться с тем, что ребёнок видит отличия, но не может их назвать, так как не знает их названия. В этом случае ребёнку следует предложить сначала показать отличительную часть, а затем назвать её. В случае необходимости педагог вводит новое слово и производит с ним соответствующую работу.

Работа проводится по каждой паре картинок отдельно. Картинки, которые ребёнок не рассматривает, следует закрыть листом бумаги.

Ближе к концу года упражнение можно проводить в усложнённом варианте: предлагать детям называть, не только чем отличаются предметы, но и чем похожи.

«Скажи наоборот»

Цель; Закрепить умение пользоваться словами с противоположным значением (антонимами).

Материал. Картинки, каждая из которых представлена двумя изображениями, демонстрирующими противоположные состояния.

Описание упражнения. Взрослый предлагает рассмотреть каждую картинку отдельно и назвать, что (кто) изображено и какой это предмет (объект).

Данное упражнение можно провести вместе со взрослыми. В этом случае взрослый называет и определяет один предмет (любой) на отдельной картинке, а ребёнок – другой. Например, взрослый говорит: «Этот клоун весёлый», а ребёнок говорит: «А этот клоун грустный».

В качестве возможного варианта упражнения можно предложить ребёнку подобрать картинку с изображением объектов, которые подходят к названным взрослым определениям. Например: «Найди картинку, где изображены злой мальчик и добрый».

«Цепочки слов»

Цель: Закрепить умения детей правильно употреблять обобщающие понятия (слова-обобщения).

Материал. Сюжетные картинки.

Описание упражнения. Картинки расположены в квадратах. Каждая цепочка включает в себя несколько однородных картинок. Однако в заданиях только часть картинок соединены между собой. Последнюю картинку ребёнок определяет самостоятельно и присоединяет её к соответствующей цепочке.

Словесные инструкции взрослого: «Рассмотри цепочку из картинок. Назови, кто изображен на каждой картинке. Назови этих детей (людей) одним словом. Рассмотри картинки, расположенные на правой стороне листа. Какая из них подходит к (название группы) группе детей? Возьми карандаш и присоедини эту картинку к цепочке». В дальнейшем по полученной цепочке можно придумать или воспроизвести историю (сказку).

Лото «Чьи это вещи?»

Цель: Закрепить названия личностных качеств человека через определение предметов-помощников.

Материал. Сгруппированные картинки с изображением предметов-помощников к следующим личностным качествам: трудолюбивый (веник, лопата, ведро, аккуратный (расчёска, носовой платок, бантик, жадный (сундук на большом замке, мешок с узлом, весёлый (воздушный шарик, гармошка, колпачок).

Перед началом игры взрослый предлагает ребенку выбрать любую игровую карточку. Если играющих 2-3 ребёнка, то каждый из них называет, что изображено на его игровой карточке. Взрослый перемешивает карточки с надписями качеств, по одной зачитывает их детям и спрашивает: «Чья это картинка?» Ребёнок, узнавший её, берёт картинку себе и закрывает пустой квадратик на своей карточке.

«Кто лишний, в чём путаница»?

Цель: Активизация словаря. Выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходств и различий).

Материал. Набор картинок, часть из них похожи, могут быть объединены в одну группу, а одна отличается.

Ребенок рассматривают картинки, предлагая свои варианты решения. Взрослый уточняет правильность (неправильность) выбора с помощью вопросов типа: почему ты догадался, что это? Почему думаешь, что это именно? Чем отличаются эти персонажи, предметы?

«Угадай, кто…»

Цель: Учим ребенка узнавать людей по стилю речи.

Словесные инструкции взрослого: «Я буду произносить фразу соответствующим тоном и с соответствующими жестами, а ты отгадай, кто это говорит».

Возможен вариант, когда ребёнок загадывает такие загадки взрослому.

Примерные реплики:

- Налить вам ещё чаю?

- Ты опять не убрал свои игрушки!

- А он меня обидел!

- Это нам не задавали! Это мы не проходили!

Игра «Кубик»

Цель: Развитие выразительности движений. Наблюдение за различными эмоциональными состояниями человека. Обогащение словаря названиями эмоциональных состояний человека.

Материал. Кубик, на гранях которого изображены эмоции радости, грусти, злости и страха.

Ход игры. 1-й вариант. Ребенок и взрослый по кругу бросают кубик и называют эмоцию, которая «выпадает» на верхней грани.

2-й вариант. Ребенок и взрослый по очереди изображают эмоцию, которая «выпала» на верхней грани.

3-й вариант. Ребенок и взрослый поочерёдно рассказывают о ситуациях в их жизни, связанных с «выпавшей» эмоцией.

4-й вариант. Ребенок и взрослый вместе сочиняют небольшой рассказ на тему «выпавшей» эмоции.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей 5–6 лет «Почему ребенку нужна игра?» Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия;.

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Как развить у ребенка память?» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о развитии памяти у детей. По результатам мониторинга всех подготовительных групп,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Как помочь ребенку освоить родную речь?» Вашему ребенку уже чуть больше года. Карапуз подрос, он уже умеет ходить, учится кушать ложкой, много играет… И кажется, что самое трудное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку 3 лет самостоятельно одеваться и раздеваться» По утрам Вы все спешите на работу и,не задумываясь, раздеваете ребенка в детском саду и за него же складываете вещи в шкафчик. Давайте.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в адаптации» Поступление в детский сад – первое серьёзное испытание для малыша, его родителей и педагогов. Взрослые в семье переживают, волнуются, но.

Консультация для родителей на тему: «Как привить ребенку любовь к животным». Как правило, практически все дети очень рано начинают проявлять повышенный интерес к животным. Малыши могут еще не уметь ходить и разговаривать,.

Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?»Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развить речь двуязычному ребенку»
Опубликовано: 19 января 2017 в 10:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД