МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у дошкольников»

Черникова Татьяна Леонидовна
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у дошкольников»

КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДОШКОЛЬНИКОВ

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – эти слова принадлежат В. А. Сухомлинскому.

Мастерство владения рукой связано в психологии с понятием «развитие мелкой моторики».

Публикация «Консультация для родителей „Как развивать мелкую моторику у дошкольников“» размещена в разделах

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Почему же так важно развивать мелкую моторику?

Взрослые владеют множеством простых навыков: завязывание шнурков и галстука, застёгивание и расстёгивание пуговиц, расчёсывание волос. Поразмыслив, вы поймёте, что не всегда такие навыки – это нечто само собой разумеющееся. Наблюдая маленьких детей, пытающихся завязать шнурки, начинаем замечать, насколько трудны эти «простые» навыки, когда их выполняешь впервые. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования скоординированных движений кистей и пальцев руки, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за развитие речи. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены очень близко. А формирование речи способствует развитию мышления. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум.

У большинства современных детей отмечается слабое развитие моторики рук. Еще несколько десятилетий назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками и молниями. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Наблюдения за развитием человека показали, что для естественного развития руки самым благоприятным оказывается период с рождения до 6 лет. Чем больше движений в этом возрасте осваивает малыш, чем больше он в них практикуется, тем больше импульсов от пальцев поступает в мозг, в том числе в зоны, отвечающие за формирование речи. Поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Вот несколько советов родителям дошкольников :

среди игрушек вашего ребёнка обязательно должны быть мозаики и конструкторы;

развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Пытаясь завязать шнурки на ботинках, ребенку придется каждый раз, собираясь на улицу, тренироваться. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет развиваться автоматически, без специальных упражнений;

мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, вырезание ножницами, плетение, оригами, аппликация;

для более старших детей хороши графические упражнения и штриховки;

если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела!

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи. Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.

3. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал, лучше умолчать).

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, зубной пасты и т. п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижки на дверях.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

18. Перелистывать страницы книги.

19. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Умелыми пальчики вашего ребёнка станут не сразу, но игры и упражнения, которыми вы будете заниматься с вашим ребёнком систематически с раннего возраста, помогут ему уверенно пользоваться руками. А развивая пальцы рук, мы развиваем речь и мышление.

Публикации по теме:

Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику». Польза очевидна: точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные.

Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей» Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей. Некоторые из них будут рассмотрены чуть.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей» Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель: дать представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры для развития.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное творчество» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №368 «Лосиный остров» Консультация для родителей Подготовил:.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук»Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной,.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Развитие речи детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, так как.

Консультация для родителей «Тренируем мелкую моторику. Игры и упражнения» Консультация для родителей на тему «Тренируем мелкую моторику» Бибоева Светлана Алексе учитель-дефектолог (тифлопедагог) Нарушение зрительно-моторной.

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук» Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между.

Консультация для родителей «Развиваем у детей мелкую моторику» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 19:51
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД