Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

Наталья Латунова
Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произносит что – то. Постепенно слово для ребенка становится обозначением предмета, определенного действия с этим предметом. В педагогической литературе общение в данном возрасте называют объективно направленным или предметным. Именно в условиях предметного общения происходит первоначальное усвоение слов и на этой основе развивается речевое общение – обычно на втором году жизни. Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы. Слова ребенка приобретают соответствующую грамматическую форму: «Собачка бежит», «Машина едет». Необходимо знакомить детей с животными, птицами, с движущимся транспортом в естественных условиях. Показывая ребенку игрушку (предмет, взрослый сначала называет ее, выполняет действия, а затем побуждает малыша сделать тоже самое. Можно дать ребенку две картинки (на одной зайчик, на другой мишка, и попросить: «Дай мишку (зайчика)» Количество картинок постепенно увеличивается. Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребенок учится одновременно со словами выполнять движение. Взрослые побуждают детей к выполнению разнообразных действий (дай, принеси, найди, покажи,однако надо тут же спрашивать ребенка: «Что делаешь?» (Ищу, иду.) Надо чаще задавать ребенку самые разнообразные вопросы, которые активизируют его мыслительную деятельность. (Где кошка? Что она делает?.) Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребенка. В ходе игры он выполняет определенные действия (кормит куклу, укладывает спать.) Взрослый может спросить у ребенка: что он строит из кубиков? Если это дом, надо узнать, кто будет жить в этом доме и т. д. Здесь важно, чтобы малыш отвечал на вопросы и называл действия, которые он (или взрослый) производит с предметами (игрушками.) К трем годам словарь ребенка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы, междометья. Нередко мы отмечаем, что ребенком усвоены и все звуки родного языка, включая шипящие и свистящие (ш, ч, щ, ц) и сонорные (р, л). Именно этот возраст занимает в развитии речи особое место: это важнейший период как в расширении активного словаря и формирования грамматического строя речи, так и в развитии речевого общения, потому что оно становится средством общения ребенка со взрослыми и со сверстниками, с другими детьми. При отсутствии специальной работы дети начинают употреблять простые слова (там, тут, туда, ушел). И взрослый не должен допускать упрощенных слов (не бибика, а машина; не ляля, а кукла). Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим (различать транспортные средства, называть детали, использовать и наглядные средства (игрушки, картинки). В ходе наблюдения объектов и рассматривания предметов необходимо задавать вопросы: Как чирикает воробей? Что делает собачка? Что ест кошка? Картинки, которые взрослый рассматривает вместе с ребенком, могут быть предметными и сюжетными. На первых изображен предмет, или действие с ним, на вторых развертывается сюжет, по которому можно составить рассказ. Но сначала задаются вопросы (они могут сопровождать рассказ взрослого). «Смотри, это девочка Оля. Что она делает? Какие птички к ней прилетели?. Если взрослый читает ребенку книгу, надо остановить его внимание на иллюстрациях. Малыш может, глядя на них, рассказать, о чем говорится в книге. Взрослый, повторяя рассказ ребенка, обязательно добавляет упущенное. Не надо забывать и такой вид занятий для развития речи, как использование нескольких игрушек. С ними можно развивать сюжет (к кукле в гости приходят друзья: зайчик и кошечка, она их угощает чаем, они играют.) При этом надо привлекать ребенка к называнию действий и активному участию в развитии сюжета. Взрослый помогает ребенку правильно называть предметы домашнего обихода (посуду, одежду, игрушки, действия с ними: вымыть (чашку, руки, застегнуть (пуговицу, снять (пальто); и признаки предметов (кошка мягкая, пушистая; сок вкусный, сладкий). Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже может слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых ново для него. Причем, это такие рассказы, которые ребенок только слушает (не смотрит на иллюстрации и др.) Это очень важно – понимать речь саму по себе. Рассказы, которые взрослый адресует детям должны быть короткими, не обязательно должны претендовать на художественную выразительность, и составляются они только для того, чтобы научить ребенка понимать речь без наглядного сопровождения. При рассказывании без опоры на наглядность важно учитывать жизненный опыт ребенка, его знания и представления. Составляя для этого короткие рассказы, нужно описывать знакомых малышу людей, животных, говорить о знакомых предметах, действиях, качествах. Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда? Куда? Где?» Но и взрослый должен задавать ребенку вопросы., вызывая его на разговор, диалог. Когда ребенок видит игрушку или изображение зайца на картинке, то на вопрос «Где зайка?» он, как правило, отвечает жестом, зачастую даже без указательной частицы «вот». А на вопрос «Где живет зайчик?» уже нельзя ответить жестом (особенно, если вопрос задается не по картинке). Ребенок двух – трех лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания, и поручения. Более простые из них – повторить слово или произнести какой – нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: Пойди к бабушке и скажи ей; «Бабушка, дай мне пожалуйста мою шапочку» Подобные задания воспитывают культуру «речевого общения». Речевые задания могут даваться и для того, чтобы малыш обратился к другому ребенку, к нескольким детям, тем самым активизируется речевое общение между сверстниками. Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы «Где? Какой? и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): «Спроси у папы, куда он положил новую книжку». Чтобы точно передать ответ, ребенок должен сказать: «Папа положи новую книжку в шкаф (на стол, на полку и т. д.)» - Ребенок употребляет предлоги (в, на., которые в речи детей третьего года жизни (в первой половине) часто опускаются. Звуковая сторона речи ребенка третьего года жизни в о многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов– языка, губ. (Общая смягченность речи). Он произносит, например, «лезецька», а не ложечка. Многие звуки, трудные для не сформированного еще речевого аппарата, пропускаются, заменяются другими. Прежде всего это свистящие (с, з. ц, шипящие (ш, ж, ч, ш) и звук «р». Эти несовершенства речи в последствии, какправило исчезают сами собой, по мере того, как ребенок, постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот звук, неправильно произнесенный ребенком. Так можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж, шум деревьев (ш-ш-ш) и т. п. Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них, наверное и создавались для того, чтобы дать малышу «поиграть» звуками.

Публикации по теме:

Игры с предметами — орудиями Консультация для родителей На протяжении раннего возраста деятельностью ребенка с предметами постепенно усложняется. Все эти действия проявляются.

Памятка для родителей «Как разговаривать с двухлетним ребенком?» Слово для двухлетнего ребенка начинает становиться символом предмета или действия. Мышление начинает становиться речевым. 1. Не следует.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»
Опубликовано: 26 августа 2013 в 16:21
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...