Лучший педагог года

Консультация для родителей на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей»

Наталья Забелина
Консультация для родителей на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей»

Уважаемые родители!

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.

Публикация «Консультация для родителей на тему: „Развитие ориентировки в пространстве у детей“» размещена в разделах

В возрасте от года до трёх лет, развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения. Дети способны различать пространственные направления от себя: справа - слева, впереди (спереди) - позади (сзади, вверху - внизу.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая». Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удаётся ребёнку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает её, отводит в сторону и т. п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребёнку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.

Другие направления пространства (спереди, сзади) ребёнок тоже относит только к себе. Дети соотносят пространственные направления с определенными частями собственного тела (вверху — там, где голова, а внизу — где ноги; впереди - где лицо, глаза, а сзади — где спина; слева — где левая рука, справа — где правая, так же различают противоположные направления (внизу — вверху, спереди — сзади, слева — справа). Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д.).

Умение различать части своего тела развивается в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.

Дети четырехлетнего возраста, могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди — сзади, справа - слева. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх). Также дети этого возраста умеют передвигаться в заданном направлении.

В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном, передвигаться в заданном направлении.

Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги. Дети должны уметь ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе — дальше, около, из-за, вдоль).

Существует несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношений между предметами на ней. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства:

на первом этапе ребёнок выделяет только те предметы, которые

контактно близки к нему, а само пространство ещё не выделяется;

на втором этапе ребёнок начинает активно использовать зрительную

ориентировку, расширяя границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нём;

третий этап характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка

объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве;

на четвёртом этапе отражение пространства носит уже более

целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположение объектов в их взаимосвязи и обусловленности.

Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдалённые друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нём.

Таким образом, только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

Занимайтесь с детьми дома. Желаю Вам удачи!

Публикации по теме:

«Путешествие в осенний лес». Игры по развитию ориентировки в пространстве для детей подготовительной к школе группы Цель Формирование пространственных представлений через игровую деятельность Задачи Образовательные - Совершенствовать ориентировку на листе.

Дидактическое пособие по развитию навыка ориентировки в пространствеДидактическое пособие по развитию навыка ориентировки в пространстве .

Консультация для родителей на тему «Подготовка детей к школе» Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе». Успешная подготовка детей к школе предполагает усвоение всей программы.

Консультация для родителей на тему «Профилактика гриппа у детей». Консультация для родителей на тему:«Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому.

Консультация для родителей на тему: «Психологический комфорт детей» «Все в твоих руках» (Притча).“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей» Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных.

Консультация для родителей по ПДД на тему: «Безопасное поведение детей на дороге» Консультация для родителей ДОУ по ПДД. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных.

Консультация для воспитателей «Методика обучения детей в пространстве в младшей группе» Подготовила воспитатель национальной группы: Нурова Ц. В. МКДОУ № 16 "Бадм цецг" Методика обучения детей ориентировке в пространстве Под.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по закреплению с детьми ориентировки в пространстве путем ориентировки на листе бумаги Тема. «Фигуры высшего пилотажа»Цель: • Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и приёмов в работе с детьми старшего дошкольного.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей»
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 09:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД