МААМ-картинки

Консультация для родителей. «Музыка как дар»

Елена Приходько
Консультация для родителей. «Музыка как дар»

Консультация для родителей.

Музыка без дара, или музыка как дар для всех, кто хочет быть музыкантом. Только избранные имеют слух такой, как У тебя, я же имею только то, что дал мне Бог. Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди не избранных тоже бьется Сердце.

Том Жобим

Публикация «Консультация для родителей, „Музыка как дар“» размещена в разделах

Хотя теоретики и преподаватели музыки стараются найти эффективные способы обучения в этой области, миф о врожденном даре, об уме, «готовом» для музыкальной деятельности, по-прежнему производит на тех, кто не имеет музыкальных способностей, такое впечатление, что их обучение психологически запрограммировано на неудачу. Таким образом, самовыражение с помощью музыкального инструмента считается «талантом» : это мнение присутствует в обществе, особенно в специальных музыкальных школах и консерваториях, а музыкант считается продуктом индивидуальной гениальности. В свою очередь, те кто не отвечают установленным музыкальной школой формальным стандартам обучения, то есть не обладают необходимыми физическими данными, не имеют слуха, способного узнать и идентифицировать звуки, не обладают быстрыми физическими реакциями для исполнения ритмов – как правило, исключаются из процесса обучения.

Традиционный процесс обучения музыке основывается на методе «натаскивания». Учитель предлагает ученику некую схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему, всецело направленную на повторение и на достижение виртуозного исполнения. Ученику остается только принять схему учителя, даже если она совершенно ему чужда, и таким образом, он отказывается от своих музыкальных желаний и намерений, удаляясь и отчуждаясь от своей непосредственной социально-музыкальной среды. Так традиционное обучение музыке подспудно приобщает к идеологии, согласно которой существуют два разных типа музыки : первый – вульгарная, сомнительного качества, звучащая в повседневной жизни. Так создаются две различные музыкальные системы, нередко даже воспринимаемые как антагонистические, почти не сообщающиеся между собой.

Но так было не всегда. В другие эпохи музыкальная деятельность и различные формы ее выражения воспринимались иначе.

Мир музыки – это мир звуков. Можно сказать, что музыка – это коммуникативный процесс передачи субъективных состояний и эмоций, переживаний и опыта общения, культуры и культурных ценностей и, в то же время, процесс творчества и созидания.

Музыка в момент своего возникновения была только телесной и голосовой реакцией, составной частью борьбы за существование. Она развивалась с возникновением и ростом человеческого общества. Музыка также была связана с магией, религией, этикой, терапией, политикой, играми и удовольствием, являясь главной составляющей культуры древних цивилизаций. Музыка передавалась из поколения в поколение путем подражания, и это впоследствии закрепилось в традиционном обучении.

Музыка в течение тысячелетий оставалась устной традицией, так же, как и многие другие виды искусства (литература, например). Желание сохранить и передать музыку будущим поколениям в первозданном виде возникло совсем недавно и характерно преимущественно для западных цивилизаций.

Начиная с V века главным в музыке становится партитура. Появление музыкальных символов ведет к разделению музыкантов на исполнителей и композиторов и, таким образом, к специализации. Именно в этот момент музыканты-любители уступают место профессионалам. Поначалу партитура являлась чем-то вроде инструкции, «музыкального рецепта», или архитектурного плана. Становясь с каждым разом все более сложной, нотная запись превращает теорию в строгую систему, вырабатывая жесткие правила и логические схемы. Так письменность проникает в язык и в творчество.

В греческой цивилизации музыке приписывалось божественное происхождение, она считалась одним из видов деятельности, нацеленной на поиски красоты и истины. Согласно классической мифологии, музыка была формой прилагательного от «муза» (так называли девять богинь-сестер, которые управляли искусствами и науками). Философы посвящали им свои размышления. Например, согласно Пифагору, который считал числа ключами от духовного и физического мира, музыка и арифметика не были отдельными предметами, так как система музыкальных звуков и ритмов управлялась числами и являлась образцом мировой гармонии. Аристотель, в сою очередь, понимал, что настоящая функция музыки – воспитание, когда наслаждение богатством благородных мелодий и ритмов способствует формированию характера. Платон защищает музыку как инструмент воспитания души, который должен предшествовать гимнастике. Исполняемые на инструментах ритмы, так же, как мелодии и гармония, должны были способствовать честной и справедливой жизни. Музыка становится основой воспитания, поскольку, по мнению философов, она глубоко проникает в душу, делает ее совершеннее. Для Платона законы музыки были выше законов общества.

Музыка и некоторые музыкальные термины были известны и в Риме. Обучение музыке являлось составной частью воспитания культурного человека. Первые два века новой эры, в эпоху расцвета Римской империи, существовали большие хоры и оркестры, проводились большие музыкальные фестивали и конкурсы. В этот период даже императоры являлись покровителями музыки, а Нерон, в свою очередь, хотел иметь успех как музыкант.

В раннем Средневековье исполнители считались низшим классом из-за низкого интеллектуального уровня и невежества. В первую половину V века, с появлением общественных театров и платежеспособной публики, началась популяризация оперы и симфонических концертов. Одновременно возрастает значение общения композитора с публикой, повышается статус исполнителя. По мере того как растет виртуозность исполнения, все большую важность приобретает личность исполнителя.

Для исполнительского мастерства, в свою очередь, нормой становится виртуозность, так что техника исполнения из вспомогательного средства, способствовавшего выразительной силе музыки, сама превратилась в первую и наивысшую цель деятельности. Теперь музыка не служит человеку, а порабощает его. Сегодня в учебных заведениях именно эта модель часто применяется для подготовки музыканта-исполнителя, так как целью такой подготовки является выпуск виртуозов. Таким образом, мы воспитание заменяем муштрой, развиваем не способности к музыкальному творчеству, а тренируем ловкость рук.

Когда требования к технике становятся нормой и высшей целью обучения, любые отклонения от нормы исключены. Все, что не соответствует принятым требованиям, не имеет права на существование. Такое неразумное стремление превращать средство в цель ищет новое объяснение – и находит его в идее «музыкального дара».

Согласно этому взгляду, только те дети, у которых есть врожденные музыкальные задатки, являются идеальными для музыкальной подготовки. Те, кто по каким-либо причинам не отвечают данным требованиям, считаются «не музыкальными» (не имеющими врожденных способностей). Но если считать, что «задача музыки – усовершенствование человека и человеческих отношений», тогда можно понять, что «ее структура отражает человеческие отношения, и ценность музыкальной пьесы неотделима от ее значимости в плане выражения человеческого опыта». Так, «отсутствие таланта» и другие недостатки, приписываемые «немузыкальным» учащимся, - недостатки, которые не дают детям возможности выразить себя в музыке, - являются надуманной проблемой. Музыкальное исполнительство – это возможность, открытая для всех. Проблема не в тех, у кого, как предполагается, нет таланта. Проблема в монопольном стандарте музыкальной выразительности.

Используемые сейчас в области воспитания метрические способы измерения человеческих способностей, умения и талантов – эти способы являются инструментами, устанавливающими монополизированные нормы, которые приводят к идее псевдо-трудностей в обучении и к зарождению теорий и методов, основанных на неправильных предпосылках. О таких трудностях говорят тогда, когда обществу нужно как-то объяснить социальные разграничения. Эти препоны являются конкретным выражением идеи «дара».

Музыкальная деятельность является формой выражения человеческого опыта, поэтому выразительная сила музыки связана с ее социальной функцией. Следовательно, ценность музыки как формы передачи человеческого опыта может быть измерена, главным образом, ее способностью выполнять определенную социальную функцию.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Перспективный план взаимодействия с семьей в ходе проекта «Наши любимые книги», на 2012–2013 год Возрастная группа: старшая Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей. «Музыка как дар»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 17:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД