Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Екатерина Чебанаш
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Консультация для родителей

«Игра в жизни ребенка»

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально, развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она дополняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается ребенок под влиянием увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях не мог бы выполнить.

Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно – ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношениям и события современности. В игре дети удовлетворяют свое стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек, учат их в школе…

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуру поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как это требует роль. Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорится ли, проявляю ли вежливости, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают спорные случи…

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка. Такие сюжеты как «Поликлиника», «Школа», «Строители» своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывают их быть организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на то, чтобы поддержать игру, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих, при необходимости уточнить с детьми, что они знают недостаточно. Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенка, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображения, переносит их в игру.

Миша предлагает Сереже: - Давай играть так: ты будешь овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать тебя. Собака не будет слушаться, я ее плеткой! Плеткой! Когда она будет кусаться, я стану убегать.

Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки. В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. В данном случае можно сказать детям: «Интересную игру вы придумали, только лучше, чтобы хозяин был добрый, а собака умная да послушная». Если игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать.

Маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному, поэтому и руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть, а затем и проигрывания несложных сюжетов.

Играя рядом, случается, малыши отнимают друг у друга игрушки. Если ребенок часто отнимает игрушки у других, следует на это обратить внимание, пока он еще мал. Надо, чтобы он умел считаться с интересами других. Чем старше ребенок и совершеннее его игровая деятельность, тем важнее пробуждать его к объединению совместных играх с другими детьми. Руководство взрослого направленно на то, чтобы дети играли дружно, не сорились. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умение ждать, уступать.

Средние дети объединяются в игры с большим количеством играющих. Это характерно для детей, которые посещающих детские сады. Значит, и в семье надо постараться создать соответствующие условия для таких игр. Пусть ваш дом гостеприимно распахнет двери для сверстников вашего сына или дочери. Задача родителей - содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования в ребенке общественных навыков. В коллективных играх дети проявляют высокую самостоятельность, инициативу, выдумку, фантазию.

Чтобы игры детей были наполнены воспитывающим содержанием, отражали явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, образом жизни и трудом детей. Непосредственные наблюдения за окружающей жизнью, детская художественная литература, телепередачи, рассказы взрослых помогает ребенку осмыслить то, что он видит, и создают предпосылки для возникновения игр. От взрослого требуется умение деликатно влиять и на содержание игры, и на ее развития, и на отношение детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Важно содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнить и осмысливать в действиях игры, что хорошо, а что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по – дружеских.

Конец игры должен содержать нравственное зерно. Если дети что–то сооружали из строителя или конструктора, то можно предложить им оставить постройку, чтобы показать ее папе, когда он придет с работы, а затем разобрать ее и аккуратно сложить детали.

Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованность во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным.

Ребенка вступающего в игру, знакомят со следующими правилами:

Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры;

Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки;

Честно соблюдай правила игры, уважай общий замысел игры, умей подчиняться, мнению большинства;

Если хочешь включаться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих;

В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делится, оказывать помощь;

Не сорится! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;

Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно;

Делись игрушками, не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится;

Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: ты нарушаешь их покой;

В подвижные, шумные игры в помещение играть нельзя, такие игры уместны на игровой или спортивной площадке, во дворе или сквере.

Не забывай после игры убрать на место все, с чем ты играл, береги игрушки, заботься об их сохранности;

Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.

Составила: Чебанаш Е. А.

Литература: Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в 1 младшей группе на год Сетябрь1. Консультация "В группу поступил новый ребенок" 2. Знакомство с условиями жизни детей в семье. 3. Ознакомление родителей с условиями.

Презентация детского альбома «Наши размышлялки о школе» Поступление в школу - важный и ответственный момент в жизни ребенка и родителей. Дети подготовительной к школе группы весь год серьезно готовятся.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
Опубликовано: 7 марта 2014 в 15:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Оформление группы к Новому Году.
Вот и настало то волшебное время, когда мы окунаемся в сказку. Так и мы с ребятами решили побывать в сказке и оформили гпуппу в этом стиле. Новый год -...
Куклы из фетра.
Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные...
Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи»
До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение...
Фото отчет литературный час «Мои любимые сказки Шарля Перро»
Фото отчет литературный час "Мои любимые сказки Шарля Перро". Людмила Руденко Нам с детства Шарль Перро знаком почти что также как Чуковский- его мы сказки...
Конспект НОД во второй младшей группе по нетрадиционному рисованию — пальчиковая...
Программное содержание: Продолжать знакомить детей со временем года - зима. Учить детей рисовать точки пальчиком, распределяя их по всему листу....