Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

Альбина Гурулёва
Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Памятка для родителей

Основные принципы построения общения с детьми

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте явления окружающего мира и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, предметы окружающего мира. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общении – это всегда немного общение «навырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребёнком, выезжайте на природу.

7. Приглашай те в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в другой комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по созданию познавательной развивающей среды.

Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребёнка окружали:

игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д. ;

оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;

банки разного размера;

различные движущиеся игрушки;

игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;

самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;

конструкторы, мозаика;

разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;

игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;

ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;

разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;

парные картинки;

матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;

пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;

предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;

ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;

машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.);

игрушечные фигурки животных натуральной окраски;

мягкие игрушки;

книги сказок, о животных, с иллюстрациями изображающими предметы реального окружения ребёнка;

Детям среднего дошкольного возраста необходимо обогатить развивающую среду. Следует внести:

познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка (автомашины, мода, интерьер и др.);

книги с волшебными сказками;

коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. д. ;

цифры и буквы, азбука на кубиках;

развивающие игры;

игровые и учебные телевизионные программы;

различные орудия труда;

оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.

Для детей старшего дошкольного возраста в развивающую среду следует внести:

глобус, физическую карту мира и России, политическую карту мира;

разнообразные коллекции;

измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, колбочки, линейки и др. ;

познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;

азбуки в картинках, книги для первого чтения;

познавательные видеофильмы;

детский фотоаппарат, фотоальбом;

детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

часы настенные, календарь;

настольно – печатные игры (лото, пазлы, развивающие игры;

настольные игры (домино, шашки, шахматы).

Для детской познавательной деятельности необходимо стационарное оборудованное место – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой, для занятий исследовательской деятельностью.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях. О том, что они «пришли в.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для родителей на тему «Как организовать познавательно-развивающую среду в семье»
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 20:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс совместной деятельности педагога и дошкольников над презентацией на тему...
Передо мной возникла проблема, как помочь детям больше узнать о природе своего родного края? Как донести до детей, что природа не только красива, но и...
Планирование тематической недели «Дружба. День народного единства» в старшей группе
Группа: старшая. Тема недели: «Дружба. День народного единства». Цель: Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках;...
Образовательная игровая ситуация с элементами рисования в старшей группе...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания...
Игровой проект «Озорные пальчики»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, игровой. Актуальность: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста позволяет сформировать координацию...