Консультация для родителей «Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»

Олеся Блешинец
Консультация для родителей «Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»

Период дошкольного детства – одно из прекраснейших периодов. Именно в это время развиваются все психологические процессы: внимание, память, мышление, но так же это период становления личности ребенка. А личность человека многообразна. Наряду с положительными качествами существуют и негативные.

Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми?

Все взрослые имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с капризами. Капризы могут проявляться по разному: иногда ребёнок выражает своё недовольство на все на свете - он всё время хнычет и ноет, скажем, ребёнок отвечает характерными вспышками гнева на любое требование взрослого, независимо от того, велят ли ему или запрещают что- либо сделать.

Детское упрямство проявляется в том, что ребенок противоречит во всем взрослому и старается всё сделать и даже сказать наоборот. И возникает оно чаще всего тогда, когда взрослые ограничивают малыша в проявлении его самостоятельности и невнимательны к успехам или неудачам ребенка.

Больше всего родители жалуются на упрямство детишек в возрасте около трёх лет. И это не случайно. Именно в этот период в ребенке начинает формироваться его самосознание и у него появляется стремление к самостоятельности, потребность в уважении и одобрении его поступков взрослыми. Это выражается в том, что малыш все хочет сделать сам. Недаром этот период в детской психологии называют возрастом «Я сам». Этот возраст самый трудный для воспитания и требует особо чуткого подхода к ребенку.

Нередко и родителям и воспитателям приходится иметь дело с детьми, которые плохо поддаются воспитательным воздействиям. Эти дети нарушают распорядок дня, портят домашние вещи, не в чем не знают удержу. Они заводилы драк, грубят. Главные причины, проявления такого поведения - это:

1. Неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание в семье. Между отцом и матерью, родителями и детьми существуют не нормальные отношения: нет дружбы, каждый живет только своими интересами, детям не уделяют внимания. Взрослые подают дурной пример отношения к окружающим людям. Отец или мать обрушиваются на ребенка с упреками и наказаниями, оскорбляют его. Он выражает свой протест грубостью и неповиновением. Постепенно такое поведение приобретает устойчивый характер, становится для ребенка обычным при любых обстоятельствах.

2. В такой же мере, как неблагоприятные условия и невнимание к ребенку, капризным делает его чрезмерное благополучие: избыток внимания. Бывают такие семьи, в которых взрослые на перебой спешат выполнить любое желание, любую прихоть баловня, ни в чем не ограничивают его. У него создается убеждение, что ему всё дозволено. Попытки родителя остановить ребенка, образумить его робки и не решительны.

В чем ошибки родителей, у которых капризные дети?

С одной стороны, в излишней избалованности, в потаканию ребенку, а с другой в излишней строгости. Если родители таких детей припомнят, как складывалось самое раннее детство их детей, то они увидят многие свои родительские слабости, вспомнят, как не раз они уступали требованиям ребенка, выражаемым крикам.

Вот как образно сказал об этом французский мыслитель Жан-Жак Руссо – «Первые слезы детей - их просьбы, если не сберечься, они вскоре станут приказаниями…» Позже требования будут расти вместе с требованием ребенка, и родители, не замечая этого, постепенно будут сдавать перед детьми одну позицию за другой.

Совершенно не допустимо строить так воспитание, чтобы оно состояло из одних запретов. Поставьте себя на место ребенка- живого, пытливого и подвижного, которому хочется побегать, порезвиться, многое узнать, а он только и слышит: «не кричи», «не трогай» и. т. д.

Для ребенка так же важно, чтобы к нему был единый воспитательный подход со стороны всех членов семьи. Постоянное подчеркивание родителями недостатков ребенка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко так же выражается в капризах и упрямстве. Иными словами, наша неверная реакция на капризы- наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Бывают случаи, когда родители принимают за капризы и упрямство то, что на самом деле им не является. Для маленького ребенка характерна одна важнейшая особенность - то, к чему он привыкает в своей повседневной жизни, кажется ему приятным, а всякое нарушение установленного распорядка вызывает у него недовольство и раздражение.

Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость с ребенком являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и капризов. Но есть и другие причины, более редкие, но тоже влияющие на появление упрямства, биологические особенности функционирования центральной нервной системы. Так у детей с сильной центральной нервной системой наблюдаются проявления упрямства и негативизма: дети обидчивы, часами могут не разговаривать, настаивают на своем, любыми способами.

Склонность к капризам связана с особенностями возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста сильно возбудимы, их нервная система ещё не окрепла, воля не развита, они очень эмоциональны и впечатлительны. Не случайно маленький ребенок капризничает, когда слишком разбалуется или когда он устал и хочет спать. В словаре для родителей «Семейное воспитание», авторами описываются случаи, способствующие проявлению капризов у ребенка.

Это может быть:

Переутомление, недосыпание, болезнь. В этом случае ребенку нужен отдых, разгрузка от некоторых обязанностей, а то и помощь врача. Однако основная причина капризов считает автор это неправильный результат воспитания. Это можно проследить на простом примере:

Ребенок просит: «Дай игрушку», «Пусти погулять». На эту спокойную просьбу думать, не отрываясь от дела, отвечает холодным отказом. Ребенок просит снова и снова, получая равнодушный отказ. Тогда он начинает кричать, топать, бросаться на пол, стучать кулачками. Мать, которая не выполнила спокойную просьбу ребенка, пугается: «Какой он нервный». Или ей становится жаль его: «Как он расстроился». Она стесняется соседей: «Что подумают, услышав такие крики». И вот по тем или иным причинам она говорит: «Ну, хорошо возьми игрушку, только перестань кричать». Или «Пусть будет по-твоему, иди гулять».

Ребенок получает опасный жизненный урок: спокойной просьбой он не мог добиться желаемого, но достаточно прибегнуть к капризу, как желания выполняются. Сначала он прибегает к капризам полусознательно, просто старается разжалобить взрослых, но затем такое поведение становится привычным. Стоит чего-нибудь пожелать, и уже не обойтись без криков, топанья, капризов. Дурная привычка все больше и больше закрепляется, становится чертой личности и доставляет уже взрослому человеку много различных осложнений и тягот.

Необходимость профилактики негативных качеств заключается в том, что капризы и упрямства тормозят развития ребенка, нарушают психологические процессы, ещё только начинающие формироваться в маленьком, неопытном человечке. И поэтому необходимо на начальных этапах их проявления осуществлять профилактическую работу.

Настоящая проблема актуальна, родители часто испытывают затруднения в общении с детьми, в организации их деятельности. В современном мире является острой, так как капризы и упрямства могут привести к детской лживости, к расстройству нервной системы, к неврозам, к раздражительности и легкой возбудимости.

Литература:

1. А. Аркин. Письма к родителям. М. 1961г.

2. Виноградова Н. Ф. "Воспитателю о работе с семьей", М. - "Просвещение", 1989 г.

3. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. "Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста", М. - Институт Практической Психологии. 1996 г.

4. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. "Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников", Минск, 1997 г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений»Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство - короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для родителей «Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 11:30
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...