Получи документы

Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»

Валентина Кокшарова
Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»

Природа в жизни дошкольника

Мы, взрослые, знаем, что в настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра. Выживут ли будущие поколения землян? Под будущим понимается время, отдалённое от нас не столетиями. Учёные не уверены в том, что в самое ближайшее время наши дети смогут купаться в реке, в море, океане, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звёздным небом. Самое важное — научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ё мкое понятие включает в себя следующее:

Публикация «Консультация для родителей „Природа в жизни дошкольника“» размещена в разделах

-научить практическим умениям, направленным на охрану природы;

-проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

-постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.

Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней.

Дети 3-4 лет знают уже многое, особенно о животном мире. А ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение вопроса заключается в методе системного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. К примеру, что мы знаем о лисе? Даже взрослые, отвечая на этот вопрос, говорят далеко не многое: хитрая рыжая, красивая, с красивым хвостом.

А если мы постепенно расскажем всё о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, примерно по такой схеме:

ОБЪЕКТ

Какой внешне?

Чем питается?

Какую пользу приносит в лесу?

Кого боится?

Как убегает от врагов?

Как приручается?

Чем тебе нравится, чем не нравится?

Это дикое или домашнее животное? И т. д.

И тогда ребё нок познакомится со взаимозависимостями: пушистым хвостом природа лису наделила не случайно, а чтобы заметать следы, и приручается лиса в зоопарке тяжело, и выглядит там она не так красиво. Несомненно, у ребё нка появится вопрос: а как лиса живёт в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляющем большинстве у нормального ребёнка под руководством взрослого любознательность.

И ещё один совет: параллельно использовать игру «Чем похожи и чем отличаются»,которая в своей основе систематизирует, углубляет знания.

ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Волк и собака Жираф и страус

Лиса и белка Стриж и ласточка

Ромашка и астра Роза и пион и т. д.

Существует еще один способ воспитания любознательности и особенно, наблюдательности. Это народные приметы определения погоды. Есть много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это не удивительно, потому что в старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. Конечно, приметы важны не только сельским жителям, но и всем людям. Ведь они, как правило, верны, так как освоены на долголетних наблюдениях. А как хорошо бывает вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме этого, приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые природные закономерности.

Народные приметы:

- Иней на деревьях — к морозам;

- Дым столбом — к морозу;

- Кошка клубком — к морозу;

- Собака катается — к дождю и снегу;

- Куры кудахчут — к ненастью;

- Лето дождливое — зима снежная, морозная;

- Чайки много купаются — к дождю;

- Если птицы садятся на верхушки деревьев — к теплу;

- Ворона нос прячет под крыло — к холоду;

- Дятел стучит — к дождю;

- Радуга появилась на небе вечером — к хорошей погоде;

- Пушистый иней — к вёдру.

А сколько чудесных слов ребёнок услышит, поймёт, и будет использовать к месту в своей активной речи (иней, оттепель, ненастье, пологая, крутая, радуга и т. д.)

Есть приметы краткосрочные:

- ворона нос прячет под крыло — к холоду;

Долгосрочные:

- лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.

И те, и другие полезны, если подаются детям к ситуации постоянно, периодически повторяя их вместе.

Наиболее верный путь ребёнка к природе лежит через вопросы. И, конечно, эти вопросы должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:

- Про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?

- Что можно использовать из окружающих растений для заварки чая, приготовления салатов, супов?

- Почему мы говорим «Земля — кормилица»?

- А что станет с лесом, который покинули птицы?

- Почему заяц зимой белый, а летом серый?

- Зачем коту усы?

- Зачем животным хвост?

- Почему цветы красивые и душистые? И т. д.

Полезно вышеизложенные вопросы чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:

- Что бы ты сделал, если бы ты увидел упавшего на землю птенца?

- Мальчишку, разоряющего гнездо птиц?

- На улице — малыша, ломающего кусты?

- Засыхающий стебель растения, цветка?

- Погибающую жабу или лягушку?

- Брошенного кем-то щенка или котёнка?

Следующим методом являются логические задачи в экологических ситуациях.

«Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую» - попросила Таня маму - «пускай птички прилетают и подкармливаются» - сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали вокруг неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветряный. Голодные и замёрзшие птички прилетели к кормушке, но там ничего не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек.

Почему?

Я считаю, что несредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. И я глубоко убеждена, что прививать ребёнку любовь к природе надо с самого раннего возраста. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей своим примером. Каждая минутка общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Великий педагог В. А. Сухомлинский обращался к родителям : «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании «Экологические проблемы человечества» Человечество и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и тысячелетий человек получал от природы все, ничего не давая взамен,.

Статья «Земля наш дом» Тихова Т. М., воспитатель, ГБДОУ №93 Земля наш дом Ребенок появился на свет! Первым своим криком он сообщает всем, что еще одно живое существо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Природа в жизни дошкольника»
Опубликовано: 18 января 2014 в 22:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД