МААМ-картинки

Консультация для родителей «Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками».

Фирая Хайруллина
Консультация для родителей «Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками».

Татарские народные игры и их использование

в работе с дошкольниками.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история,

этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия, позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Публикация «Консультация для родителей „Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками“,» размещена в разделах

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по

определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.

Анализ формы и содержания народных игр показывает диалектику тесной

взаимосвязи её национальной и интернациональной сторон.

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей республики, своего народа.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его

трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татар-

ские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

До Великой Октябрьской социалистической революции татарские народные игры были мало изучены. Даже в работах Е. А. Покровского нет почти никаких сведений о татарских играх. Описание некоторых татарских игр можно встретить в работах

К. Фукса, П. Знаменского, А. Риттиха и других.

Большой вклад в собирание, описание и исследование татарских народных

игр в Советское время внесли Н. Исанбет, Х. Гатина, Н. Семёнов, Я. Ханбиков.

По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли,способствуют расширению

кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию

всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма

к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некото-

рых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;

движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками,

потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое

значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости,

игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными

орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры,

зимние игры-забавы.

Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» (Баба-яга, «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные)

«Минлебай», «Курсэт эле, ускэнем»- "Покажика мне дружок" ; подвижные игры «Унике таяклы»(Двеннадцать палочек), «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.

Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра

«Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают

исполнить танец или песню. Игра «Уголки» - «Дурт почмак».

Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать

национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры : бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.

Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны людям самого разного возраста.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигатель-

ной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур.

Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических

упражнений и проведение занятий на их основе показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских

слов и обогащению пассивного и активного словаря. Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).

Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай!

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Правила игры :

• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

• бегущие не имеют права задевать других игроков;

• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то запятнанный должен бежать вправо.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть в народные игры активно и самостоятельно. Впечатления

детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.

Использованная литература :

1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989.

2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. - Москва: Физкультура и спорт, 1985.

3. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. - Москва: Просвещение, 1995.

Публикации по теме:

Использование магнитной доски в работе с дошкольникамиИспользование магнитной доски в работе с дошкольниками Богавиева С. А. Большакова О. В. — соавтор Незаменимым помощником для организации образовательной деятельности является магнитная доска.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Консультация для воспитателей логопедических групп Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Мнемотехника — это совокупность.

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольникамиИспользование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора на занятиях по математике в работе с дошкольниками» Конспект мастер – класса «Использование Лего – конструктора на занятиях математики в работе с дошкольниками» Разработчик:.

Консультация для родителей на тему «Русские народные подвижные игры» Родина впервые предстает перед ребенком в образах,звуках,красках и в играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество,богатое и.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками»Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Спортивные игры и их элементы в работе с дошкольниками. Консультация для воспитателей Спортивные игры и их элементы в работе с дошкольниками. Консультация для воспитателей. В общей системе всестороннего развития человека,.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками».
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 12:36
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД