Консультация для родителей: «Не ограждать от жизни, а умело руководить»

Любовь Николаевна Елхимова
Консультация для родителей: «Не ограждать от жизни, а умело руководить»

Как оградить ребёнка от сверстников, дурно влияющих на него? Часто запрещают ребёнку делать то, что делают другие дети, а объяснить затрудняются, почему ему нельзя, а другим можно. Как быть в этом случае? Что делать, если ребёнок произносит плохие слова, замахивается на взрослых. Подобные вопросы волнуют многих родителей. Некоторые из них убеждены, что убеждены, будто изъяны в воспитании зависят от того что взрослые не в силах оградить ребёнка от плохого влияния извне. А можно ли изолировать ребёнка от жизни? Пока ребёнок в пелёнках, пока мы водим его за руку, его можно отвести в сторону от "нехороших детей", запретить подходить к ним. А дальше? В конце концов, он соприкоснётся с двором, с улицей, даже с тем ребёнком, от которого раньше можно было увести. К сожалению, в жизни встречается не только доброе и положительное, но и плохое.

К одним детям пристаёт дурное, а к другим нет. Почему? Конечно не потому, что их воспитывали под "стеклянным колпаком". Причина другая. У них сумели с самого раннего возраста выработать иммунитет против дурного. А те, кого чрезмерно оберегали от всяких влияний, не приобрели такого иммунитета, и они часто становятся жертвами первого же отрицательного влияния. Нравственным ростом и развитием надо руководить. Нельзя полагаться на то, что ребёнок со временем сам разберётся, что хорошо, а что дурно. У детей мал жизненный опыт, поэтому всё новое, необычное, ранее не виданное и не слышанное (а у маленького такое на каждом шагу) поражает их ум и воображение. К сожалению, одинаково поражает новизна и положительного, и отрицательного. Вот почему маленький ребёнок может с восторгом произносить бранное слово, следовать дурным примерам и не подозревая, что это плохо.

Чтобы к детям не приставало плохое, нужно не оберегать от жизни, а вырабатывать умение противостоять отрицательным влияниям.

Нравственное закаливание начинается с пелёнок, с привития элементарных понятий о хорошем и плохом. Малыши хорошо поддаются внушению, это характерно для них. Пока ребёнок мал, он судит о том, с чем соприкасается, с нашими оценками. На веру принимает, что это - хорошо, а то - плохо. Эту веру надо подкреплять примерами. Тогда у растущего человека будут вырабатываться устойчивые понятия, что хорошо, а что дурно. Если обучение не совпадают с нашими делами, они бесполезны.

Мальчик что-то конструирует. Никак не ладится у него работа, и он сказал в сердцах:

" Фу, чёрт, никак не получается!

-Так говорить нельзя, - замечает мать.

-А папа говорит, я слышал, -возражает сын.

-То папа, он взрослый, а ты маленький.

Так запрещать - значит невольно давать ребёнку порочную программу на будущее: хорошо быть взрослым - им всё можно!

Кроме того запрещения должны быть разумными. Запрещать нужно то, что бесспорно недопустимо. Нельзя постоянно дёргать малыша: " нельзя", " не лезь", "не ходи", " не кричи", "на приставай". Ребёнок настолько привыкает к такому "руководству71, что перестаёт обращать внимание на замечания взрослых и делает по- своему. Другое дело, если дозировка запрещения и дозволенного разумна, тогда и детским поведением можно руководить.

Что делать, если ребёнок принёс плохое слово? В таких случаях лучше не подчёркивать, что это плохо, не запрещать, а отвлекать. Это уместно по отношению к малышу, который ещё не понимает смысла плохого слова, а произносит его в силу новизны и подражательности.

Если вы уверены, что ваш запрет для ребёнка неоспорим и авторитетен, можно сказать:"Так нельзя говорить. Больше этого никогда не говори".

Ребёнку постарше, приученному сверять своё мнение с мнением родителей, можно добавить:" Это плохо. Очень некрасиво. Разве ты слышал от мамы или от папы?" Наказывать, стыдить значит подчеркнуть, заострить внимание па том слове, которое должно пройти мимо ребёнка, не затронув его воображения. Ведь детская память чувств стойкая и обострённая в таких случаях может сыграть обратную роль: не притупить его интерес к подобного рода словам, а заострить. Наказав и пристыдив ребёнка, мы можем добиться лишь кажущихся результатов - он не станет произносить плохих слов в нашем присутствии.

В семьях, где нравственно благоприятная обстановка, где всему дурному противостоит весь уклад жизни, культурный быт, отношения взрослых, общий тон и стиль жизни, можно успешнее бороться со всем нежелательным в проявлениях ребёнка: всякие отступления от нормы в такой обстановке режут глаз. При соответствующем руководстве нравственным развитием в такой семье растущий человек быстрее и более прочно усваивает понятия о хорошем и плохом. Основываясь на детском отношении к добру и злу, к прекрасному и некрасивому, опираясь на чувства (так сильно проявляющиеся в дошкольном возрасте, воспитатели легче и быстрее формируют эти понятия.

Наша задача привлекать внимание ребёнка к положительным примерам. Это необходимо для того, чтобы он впитывал понятия" хорошо", "красиво","благородно", иначе он не сможет проявить отрицательного отношения к плохому.

И теневые стороны жизни помогают воспитанию. Это возможно, если мы вызовем у ребёнка отвращение к дурному. Здесь играют роль и разъяснения. и тон, которым они преподнесены и эмоциональная окрашенность сказанного Если ребёнок видит искреннее осуждение плохого, он проникается к нему отвращением, уловив это и умом и чувствами.

Нельзя забывать, что дети ежедневно встречаются с новыми соблазнами, которые могут стать причиной очередного проступка, потому так важно разумно, вдумчиво руководить ими.

Чуткие родители не только знают своего ребёнка, но всегда ощущают, куда и к кому его влечёт, на что направлено его внимание, и потому умеют предвосхищать рождение отрицательных интересов.

Вместе с ростом ребёнка развивается его сознание, укрепляется понимание, что хорошо, а что нет, накапливается жизненный опыт. Всё это в сочетании с разумной требовательностью взрослых подводит его к осознанности собственного поведения. У него появляется оценочное отношение к своим поступкам.

Постепенно нужно вырабатывать у ребёнка осознанное поведение - воспитание "тормозов". Если он с ранних лет не знает ограничений своей активности, то напрасно ожидать, что со временем у него "само по себе" образуется разумное отношение к собственному поведению.

Всё, что недопустимо, должно сопровождаться словом "нельзя". Оно прочно войдёт в сознание малыша ещё тогда, когда он сидит на руках у матери. Но, если ребёнок в трёхлетнем возрасте не умеет подчиняться слову "нельзя", значит, в его воспитании допущен серьёзный пробел. Если ребёнку небезразлично, как вы оцениваете ею поступки, если личный пример подкрепляет сказанное, то можно надеяться, что многократное и терпеливое осуждение сделает своё дело.

Можно, однако, действовать ещё более решительно. Допустимо, например, временно изменить тон обращения к ребёнку с мягкого, задушевного на более холодный, официальный. Если малыш привязан к родителям, дорожит их вниманием, то он переживает это, старается вернуть к себе их расположение.

Возможно и другое: отказать ребёнку в каком-либо удовольствии, в лакомстве. Разумеется, принятое решение должно быть непоколебимо, а вся ситуация не должна превращаться в шутку. Важно, чтобы ребёнок почувствовал огорчение и твёрдость.

В перевоспитании вредных привычек нельзя надеяться на отдельные мероприятия. Как и всё воспитание в целом, так и устранение нежелательных проявлений в поведении идёт тем успешнее, чем правильнее взят тон отношений взрослых с ребёнком

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Лживость» Рекомендации родителям. Уважаемые родители! Жизнь каждого ребёнка наполнена выдумками и фантазиями. Но в 5-6 лет ребёнок начинает задумываться.

Советы родителям гиперактивных детей 1. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он это заслужил. Гиперактивные дети не воспринимают замечания взрослого,зато чувствительны похвале.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Земноводные, рептилии
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Не ограждать от жизни, а умело руководить»
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 17:38
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...