Консультация для родителей «Общаемся с детьми»

Светлана Воронцова
Консультация для родителей «Общаемся с детьми»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ОБЩАЕМСЯ С ДЕТЬМИ»

Человек постоянно взаимодействует с другими людьми.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье, соприкасаясь с родителями.

Общение «ребенок — родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему малыш приобретает опыт человеческих отношений, усваивает моральные нормы. Обогащение духовного мира дошкольника, постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера происходят в семье.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ребенок может неделями находиться с родителями, наблюдать за их «взрослой» жизнью, но оставаться пассивным. Он развивается, приобретает самостоятельность, опыт благодаря активному взаимодействию со взрослыми.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями.

Общение «родители — ребенок» — это диалог двух сторон, выраженный не только в словах, но и в чувствах, действиях, отдельных реакциях: взгляде, жесте, вздохе, повороте головы, молчании. Вместе поразмышлять о прочитанной книге или просмотренной передаче важно для ребенка — в этом проявляется его умение сопереживать, стремление переосмысливать полученные впечатления.

Общение взрослого с ребенком происходит в процессе различной совместной деятельности: в играх, занятиях, труде, повседневных делах. Совместные прогулки, поездки, походы в лес создают выгодные условия для общения с ребенком, обогащающие его эстетические чувства, развивающие познавательные интересы.

К сожалению, бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Чтобы этого не случилось, каждый родитель должен позаботиться о состоянии души своего малыша. Ребенок обязательно должен знать, что его любят, о нем беспокоятся, что в любую трудную минуту жизни рядом с ним будет его мамочка, которая сможет понять его и разделить его беды и радости. Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия дошкольника. И если между ребенком и матерью возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение биографических данных известных людей показывают, что потребность в непосредственном общении ребенка с матерью сохраняется достаточно долго.

Так, например, С. В. Ковалевская, выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Академии наук, в своих воспоминаниях пишет: «Во мне рано развилось убеждение, что я нелюбимая, и это отразилось на всем моем характере. Иногда я испытывала желание приласкаться к маме, взобраться к ней на колени, но эти попытки как-то всегда оканчивались тем, что я по неловкости то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол.

Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки».

В результате отчужденности от матери развиваются чувства безотчетной тоски, страха и другие признаки большой нервности.

Выдающийся отечественный психолог JI. С. Выготский доказал, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития». Ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый — ребенок», из которой только постепенно он выделяется как самостоятельная единица. При этом общение со взрослым и специально организованная совместная деятельность являются основными источниками развития личности ребенка.

Решающими факторами формирования у ребенка полноценной психики служат те виды общения с ним взрослых, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Чуткие родители общаются с ребенком так, как если бы он был равноправным партнером по общению. Поэтому родители в процессе общения должны:

• обеспечить ребенку чувство психологической защищенности;

• вызвать у него доверие к миру;

• создать ощущение эмоционального благополучия;

• приложить усилия к развитию его индивидуальности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

«Школа нравственности». Консультация для родителей С чего начинается усвоение ребенком норм нравственности? Прежде всего, с понимания и усвоения понятий, что такое хорошо и что такое плохо.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Консультация для родителей «Общаемся с детьми»
Опубликовано: 8 января 2014 в 19:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...
Всемирный день снеговика.
Всемирный день снеговика Из сказок дети знают, где живет Дедушка Мороз и его любимая внучка Снегурочка. А вот как и откуда появился снеговик, не знают....
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Дети ждут новогоднего чуда Волшебник открывает праздник...
Мастер-класс по изготовлению поделки для выставки на тему: «Зимушка-зима». «Веселые...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и пролетели новогодние праздники, время сказки и волшебства. Но не нужно унывать. Можно, для хорошего настроения,...