МААМ-картинки

Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»

Ольга Варзина
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»

Обучение рассказыванию.

Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ, является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

Специальная задача рассказа – развитие связной речи. Обучение детей рассказыванию, способствует развитию логики мышления (установлению причинно – следственных связей) и воспитанию чувств. В развитии речи ребёнка, связно рассказывать, предшествует диалог, беседа. Отвечая на вопросы взрослого, ребёнок заимствует структуру фразы и учится задавать вопросы самому себе, а это способность в процессе рассказывания обеспечит непрерывность повествования, позволит соблюдать логику мысли, когда суждения не просто следуют одно за другим, а вытекают одно из другого. Вот почему рассказыванию, предшествует беседа, наблюдение детьми объектов или явлений.

Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей рассказыванию“» размещена в разделах

Каждый вид рассказывания, решает свою определённую языковую задачу.

При проведении занятий, по обучению детей с ОНР, выдвигаются следующие задачи:

закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

формирование навыков построения связных монологических высказываний;

развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

усвоение норм построения такого высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;

формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Рассказывание по картине.

Картинки — материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача, этого вида рассказывания – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребёнка, облегчать работу воображения и опираться на жизненный опыт ребёнка, на запас его представлений. Этот вид рассказывания, сложнее, чем рассказ – описание, так как вместо реального предмета, воспринимаемыми многими органами чувств, ребёнок только зрением воспринимает отраженные образцы предметов или сюжет в зримых образах. При этом не ощущает объём предмета, а реальная его величина воспринимается в сравнении с другими предметами.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

Основные этапы работы с картинкой:

1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.

“Кто больше назовет живых предметов?”,

“Кто больше назовет неживых предметов?”,

“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).

“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.

Педагог, соединяет линией два предмета:

Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”

“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).

“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты

слышишь?”

“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе

попадаются на пути. Что ты почувствовал?”

“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”

“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”

Работа с предложением.

При ознакомлении детей, со словесным составом предложения, со звуковым составом слова, педагог, раскрывает перед детьми общие свойства человеческой речи, составляющих ее единиц (человеческая речь, так и называется— «членораздельная речь») и линейность, последовательность этих единиц.

Задания на составления предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и со словами семантического ряда). Эти задания направлены на формирования умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими, что не редко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова. Составления предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребё нка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако, такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается, и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

Беседа.

Цель - развития диалогической речи детей, при проведении развивающей беседы, является доминирующей. Разговор и беседы — в сущности два почти тождественных проявления, одного и того же процесса: речевого общения людей. Беседы, как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей. Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике. Она, предоставляет возможность реализовать свои знания и представления об окружающем, путём высказывания собственного мнения. Важное место, в речевом развитии детей, принадлежит беседе по картинке как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Диалог по картине способствует:

Закреплению у детей навыков ведения беседы;

Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

Развитие памяти и внимания;

Совершенствованию словесно-логического мышления;

Приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами;

Развитию понимания смысла и содержания картин.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Рассказы по картинкам, имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок, помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия, педагог посредствам вопросов направляет внимание ребёнка на процесс развёртывания действия, то затем ребёнок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам - способствует уточнению значений, известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

Рассказы – описания.

Рассказ – описание, имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов – обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи.

Процессу обучения детей различным видам рассказов – описаний, предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятия, сравниваемые предметы (или картинки, обязательно находятся перед глазами ребёнка. Сначала, дети должны определить различие между предметами, по их характерным признакам. Так как, для дошкольника, эта задача более лёгкая, а затем перейти к описанию сходных признаков. Языковая задача рассказа – образца – дать детям представление о рассказе и о том, что каждый предмет можно описать интересно, если внимательно его рассмотреть. При описании предмета, должны быть использованы слова, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Он должен быть не большой по объёму, но непременно логически завершённый, композиционно стройный и эмоциональный, иначе у детей не возникнет желания рассказывать.

При обучении детей с ОНР описанию предметов, ставятся следующие задачи:

Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.

Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.

Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предмета;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развернутому описанию предмета;

подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Эффективность работы по развитию связной описательной речи зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

а) систематичность проведения;

б) распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

в) подчиненность заданий выбранной цели;

г) чередование и вариативность упражнений.

Использованная литература, при составлении альбома:

1. Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Яблоки-веники весело мне // «Издательский Дом «Карапуз», 2005.

2. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

3. Ворончихина В. М., Гущина С. Ю., Кузьминых Л. М., Обухова Л. Р. ,

Учите детей говорить // Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Учимся говорить СПБ. : «Издательский Дом «Нева» ; М. : «ОЛМА – Пресс», 2002. – 16 с.

5. Соколова Е. А. Молочный дождь // ОАО «Молодая гвардия» 2005.- 15 с.

6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов // Издательство Гном и Д, 2001. – 16 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пускай малыш расскажет…» МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» Пускай малыш расскажет. Наши дети удивительны- они непосредственные, искренние,.

Роль взрослого в развитии речи дошкольников Роль взрослого в развитии речи старшего дошкольника Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 13:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД