Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»

Татьяна Колотилина
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слов.

Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка: обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, - и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их фишками одного цвета - серыми.

После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомим детей с гласными и согласными звуками.

Дети узнают, что гласным звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко выходят изо рта. Дети «проверяют» все звуки, произносят их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полученные таким активным путём знания прочно усваиваются дошкольниками: эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом называются гласными и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» мешают губы, «с», «сь», «з», «зь» - мешают зубы и т. д.

Дети знают, что у звуков есть «братцы»: различают большого и малого «братцев».

Вводятся названия твёрдых и мягких согласных звуков: большим братцем называем твердый согласный звук, а маленьким - мягкий согласный звук.

Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками переходим к анализу четырёх - пятизвуковых слов различного состава: лиса, слон, зонт, школа.

Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется сходство и различие. Картинки - схемы заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»
Публикации по теме:

Игра-презентация «Ведущий телепрограммы» На начальном этапе обучения детей звуковому анализу живо и интересно проходит с детьми игра - презентация, которую я назвала"Ведущий телепрограммы".

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Коллективная аппликация на летнюю тему в старшей группе»
Здравствуйте, коллеги! В своей работе я часто использую коллективные работы детей для оформления помещения к различным праздникам и событиям. Наши...
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей...
Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание эмоциональной...
Проектируемые результаты и инновационные продукты проекта «АСС». Практическая...
Проектируемые результаты и инновационные продукты В настоящее время семья, воспитывающая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, как сложная структурная единица...
Фотоотчет художественного творчества «Июнь — румянец года»
Фото отчет художественного творчества «Июнь – румянец года». Цель: развивать фантазию, творчество, закрепить навыки продуктивной деятельности....
Проект «Нам морозы нипочем, с собой варежки возьмем»
Паспорт педагогического проекта «Нам морозы нипочем варежки с собой возьмем» Автор: Сейтали Э. Р Нам морозы нипочем, варежки с собой возьмем Вид...