Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»

Татьяна Колотилина
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слов.

Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка: обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, - и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). Интонационно выделяя звуки, надо одновременно фиксировать их фишками одного цвета - серыми.

После того, как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомим детей с гласными и согласными звуками.

Дети узнают, что гласным звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко выходят изо рта. Дети «проверяют» все звуки, произносят их и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полученные таким активным путём знания прочно усваиваются дошкольниками: эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом называются гласными и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «мь» мешают губы, «с», «сь», «з», «зь» - мешают зубы и т. д.

Дети знают, что у звуков есть «братцы»: различают большого и малого «братцев».

Вводятся названия твёрдых и мягких согласных звуков: большим братцем называем твердый согласный звук, а маленьким - мягкий согласный звук.

Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками переходим к анализу четырёх - пятизвуковых слов различного состава: лиса, слон, зонт, школа.

Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяется сходство и различие. Картинки - схемы заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»
Публикации по теме:

Игра-презентация «Ведущий телепрограммы» На начальном этапе обучения детей звуковому анализу живо и интересно проходит с детьми игра - презентация, которую я назвала"Ведущий телепрограммы".

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фабрика Деда Мороза. Конкурс подделок.
Зима припорошила искрящимся снегом городские улицы, надела на деревья роскошный наряд. Мороз покрыл причудливыми узорами окна домов, заковал реку в ледяные...
Коллективная работа «Елка в праздничном наряде»
Ёлка наряжается — Праздник приближается. Новый год у ворот, Ребятишек елка ждет. ( Зинаида Александрова) Совсем немного осталось до Нового года. В...
Фотоотчет «Новогодняя открытка»
Скоро наступит долгожданный и веселый праздник – Новый год! Накануне Нового года мы с детьми решили изготовить своими руками праздничные открытки и украсить...
Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации «Дед Мороз спешит...
Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации «Дед Мороз спешит на елку» ( коллективная) Цель: Изготовление предметной аппликации из...
Перспективное планирование «Художественно-эстетическое развитие» по аппликации в...
1. «Поезд, в котором мы ездили в другой город» Закреплять умение вырезывать части вагона, передавая их форму и пропорции. Учить навыкам коллективной...